Заводу «Карболит» исполнилось 105 лет

Заводу «Карболит» исполнилось 105 лет

История завода — это постоянное наращивание выпуска смол, пластиков и изделий из них. В годы Первой мировой войны «Карболит» работал по заказам государственного военного ведомства (телефония, радиосвязь, электрооборудование). В 1919 году предприятие было национализировано. В этом же году завод был электрифицирован.

Первой масштабной экономической программой, в которую включился «Карболит», стал план ГОЭЛРО. Коллективу завода Высший совет народного хозяйства поставил задачу выпускать изоляторы высокого напряжения. Выполнение заказа ВСНХ стало весомым вкладом карболитовцев в индустриальное развитие страны. В 1928-м на заводе начат выпуск смол и лаков. В этом же году деревня Дубровка, где располагалось производство, была включена в черту города Орехово-Зуево.

С 1930 по 1936 год прошла реконструкция завода, и его включили в объединение «Союзхим-пластмасс». Освоены фенольные и крезольные пресс-порошки, организован прессовый, инструментальный и ремонтно-механический цеха, получен заказ для московского метро. Важной задачей для карболитовцев стала разработка пластмассовых деталей для первого отечественного военного мотоцикла М-72. С 1932 года на заводе началось производство популярных из-за своего удобства и практичности светильников — карболитовых ламп.

С 16 октября по 28 ноября 1941 года завод эвакуировали в Кемерово. Уже в 1942-м он вступил в строй после монтажа оборудования и пуска производства оргстекла. Но при этом уже 5 декабря 1941 года вышел приказ о возобновлении производства пластмасс и изделий из них на Орехово-Зуевской производственной площадке. Десять суток рабочие не покидали завод, и уже на пятые сутки 15 прессов стали давать продукцию для фронта.

В 1945-м в Орехово-Зуеве освоен выпуск ацетилцеллюлозного этрола, возведен цех по переработке термопластов. В 1946-м создано отделение пульвербакелита, в 1948-м освоен выпуск волокнита, вкладышей подшипников для «Азовстали», стеклотекстолита, гибкого текстолита и поропласта. В 1953-м начали выпускать сополимеры стирола, в 1954-м пущено отделение аминопластов, освоен процесс вальцевания новолачных пресс-порошков.

В 1960-е годы запущены вертикальная литьевая машина, опытно-производственная установка новолачной смолы, освоена технология графитированного текстолита и первая в стране автоматическая роторная линия по прессованию изделий из реактопластов. Сдана в работу установка мелалита и аминопласта, агрегат стального литья для изготовления деталей пресс-форм, установка резольных смол. В 1970-е впервые в стране освоен выпуск фенолформальдегидных смол. Смонтирована автоматическая роторно-конвейерная линия ЛЛТ-63 по переработке термопластов.

1980-е годы стали временем возведения новых, реконструкции и технического перевооружения действующих основных и вспомогательных производств. Менялись цеха и участки, обновлялись техника и технологии. Изменился облик поселка химиков, успешно решались многие социальные проблемы. Ассортимент продукции впечатлял: карболитовцы на пике популярности своей продукции выпускали свыше 150 наименований синтетических смол и пластмасс, более 300 видов различных изделий. Ежегодный выпуск смол в 1980-1990-е годы доходил до 95 тысяч тонн в сухом весе, формалина — до 94 тысяч тонн, асбестовых материалов — около 1 тысячи тонн. На тот период это был высокий уровень производства. Продукция пользовалась спросом и применялась в качестве сырья сотнями предприятий.

Вспомним мастеров и механиков, энергетиков и рабочих, в конечном счете это из-под их рук выходила продукция. Среди них — профессионалы высокого уровня, лидеры производства. Например, Герой Труда Елизавета Курчижкина — кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции. Отмеченная такими же наградами Александра Клопова. Дважды награжденный орденами Трудового Красного Знамени Михаил Голубков — лауреат государственной премии СССР, и десятки коллег, навеки вошедших в историю завода благодаря «золотым» рукам. Честь им и слава!

Однако в начале XXI века пришло понимание: основные и вспомогательные цеха перестали отвечать требованиям времени, «Карболит» превратился в сложный для развития объект. Нужны были свежие идеи, энергичный высокопрофессиональный персонал и надежный партнер в бизнесе. «Такое решение команда заводчан нашла, и оно оказалось удачным», — вспоминает бывший многолетний гендиректор «Карболита» Анатолий Ветлов.

«Карболит» встречает 105-летие в новом качестве, — отметил Анатолий Николаевич. — За эти годы произошли политические и экономические события, менялись эпохи, неизменным оставалось лишь желание производственников развивать химическую отрасль в России».

Анатолий Ветлов с горечью отметил безрезультативность перестроечных реформ в экономике в 1980-е годы. В 1991-м эти «реформы» привели к распаду СССР, разрыву связей и нарастанию проблем на предприятиях, в том числе и на «Карболите». Хотя к началу 1990-х завод имел высокий производственный потенциал, недавно ввели в строй производство полиамидных смол, с переводом экономики России на рыночные отношения ситуация изменилась.

«С 1992 года в стране стал внедряться рыночный механизм взамен планово-командной экономики, — напомнил бывший руководитель. — На смену надеждам на государство пришло осознание опираться на свою предприимчивость. В 1992 году завод был акционирован, и члены трудового коллектива получили 51 процент обыкновенных акций».

По словам Анатолия Ветлова, после переговоров банк «Менатеп» продал принадлежащие ему акции «Карболита» организациям, с которыми завод имел деловые связи. Но сильный износ основных фондов, высокие расходные нормы по энергоресурсам, сырью и нарастающая экспортно-импортная ориентация в химической отрасли страны тормозили развитие завода. Обострился и кадровый голод.

В эти годы проявили активность иностранные компании: в Егорьевске австрийская фирма наладила выпуск плит различного назначения со своим производством формалина и смол, немецкая фирма «Бакелит» возвела производство фенольных смол в Центральном экономическом районе России. Пришло понимание, что «Карболит» со славной историей долго и успешно существовать не сможет, нуждаясь в мощном инвесторе для создания своего места на рынке и противостояния агрессивной конкуренции.

«Структура химического производства по формам собственности к тому времени в стране заметно изменилась, — пояснил Анатолий Николаевич. — Судите сами: всего 1 процент компаний имели в уставном капитале долю государства и 2 процента федеральных унитарных предприятий. Остальные — в частной собственности. Я имею в виду «Сибур», «Лукойл», «Еврохим» и другие. Этот процесс продолжался, оставаться в стороне было нельзя. И в 2005 году контрольная часть пакета наших акций перешла к «Метафраксу».

 

По мнению Анатолия Ветлова, открылась новая страница в истории «Карболита». «Я сердечно поздравляю соратников со 105-летием предприятия и уверен, что впереди у «Карболита» в составе «Метафракс Групп» достойное будущее», — отметил он.

Была разработана и принята концепция развития, разработан бюджет, пересмотрена структура компании.

«Создали рабочую группу по реконструкции производства смол и формалина, по оптимизации действующих мощностей и размещению новых для выпуска востребованной продукции. Провели перестановки и в руководящем составе, — вспоминает Анатолий Николаевич. — Прежняя команда долгие годы работала грамотно, ответственно, но пришел возраст, в котором многим из нас трудно выдерживать темп новой жизни».

Знамя «Карболита» как производителя спектра продукции 14 лет назад подхватила в крепкие руки и компания «Метадинеа» (с учетом первого названия «Карбодин»), начав производственную деятельность в индустриальном парке в Орехово-Зуеве.

Организаторы производства начали выпуск продукции, имея на вооружении лишь три реактора объемом по 32 м3 каждый под карбамидоформальдегидные смолы (КФС) и один реактор под теплоизоляционные смолы. К июню 2008 года выпуск продукции не превышал 5 300 тонн в месяц, или 63 600 тонн в год.

«Мы начали с выпуска всего четырех марок КФС и трех марок теплоизоляционных смол на инфраструктуре «Карболита», применяя воздух, азот, воду, пар, 37 процентов формалин и другие ресурсы этого предприятия», — вспоминает руководитель проектов Вадим Галкин.

Оценивая производственные мощности и технологические возможности преемника «Карболита», рождается ощущение гордости и уважения к сподвижникам химической отрасли «Метафракс Групп» и ее дочерней структуры — компании «Метадинеа». Судите сами: сегодня на подмосковной площадке действуют две установки концентрированного формалина общей годовой мощностью в 158 тысяч тонн. Разрабатывается проект по возведению третьей установки мощностью в 91 тысячу тонн в год.

«Действительно, производственная площадка в Орехово-Зуеве располагает десятью реакторами, тремя градирнями, узлами разгрузки карбамида и загрузки меламина, а также новым емкостным парком сырья и готовой продукции, — подтвердил гендиректор компании Игорь Спасский. — Действует парк рецикловых вод, склад сырья метанола, фенола, каустика, закрытый емкостный склад готовой продукции. Организовано пять точек налива готовой продукции, созданы узлы захоложенной воды, азота и воздуха с пятью ресиверами, действует ряд других современных технологических мощностей».

Говоря о спектре смольной продукции, следует напомнить, что в компании производят КФС для древесно-стружечных плит, карбамидные и меламиновые пропиточные смолы, продукцию для теплоизоляции и фанеры, новолачные смолы и пульвербакелит, а общее количество марок перевалило за полсотни.

«Мы работаем в контакте с австрийскими коллегами из компании «Метадинеа Австрия», постоянно улучшая качество смол, а в итоге рождаются новые марки», — дополнил Игорь Евгеньевич.

Производственные мощности преемника загружены на 100 процентов, сегодня выпускается 30 тысяч тонн смол в месяц, или 360 тысяч тонн в год. Объемы выросли в четыре раза со дня запуска производства 12 лет назад. Руководство компании заверяет, что и это не предел: сегодня разрабатывается проект увеличения выпуска смол.

«Но и этим наши планы не ограничиваются, рассматриваются новые привлекательные проекты выпуска продукции в индустриальном парке АО «Карболит» — основоположнике развития компании «Метадинеа», — подчеркнул Игорь Спасский. — Мы намерены и дальше крепко держать в руках славное знамя «Карболита».

От имени компании Игорь Евгеньевич сердечно поздравил работников и ветеранов со 105-летием «Карболита» — первого производителя пластмассы в России.

Численность персонала «Метадинеа» в трех локациях — в Москве, Орехово-Зуеве и Губахе — достигает 380 человек. Более половины штата — работники до 40 лет. Больше половины работников имеют высшее образование, у 42 процентов стаж работы в компании превышает семь лет. В коллективах всех локаций работают 116 женщин.

 

Сегодня АО «Карболит» — это дочерняя структура «Метафракс Кемикалс», химического предприятия в городе Губаха (Пермский край), крупнейшего производителя и экспортера метанола и его производных в России и Европе. Бенефициарный владелец компании «Метафракс Кемикалс» — Сейфеддин Рустамов, председатель совета директоров — Армен Гарслян.

«Карболит» является современной управляющей компанией индустриального парка типа brownfield площадью в 53 га в Орехово-Зуеве.

«Парк имеет специализацию по размещению резидентов по производственным и складским направлениям деятельности, — сообщил гендиректор компании Максим Батуев. — На территории парка работает более 60 резидентов, занятых выпуском химической продукции, строительных и отделочных материалов, полимеров, товаров народного потребления, мебели и сантехники. Парк имеет развитую инженерно-технологическую инфраструктуру и железнодорожные пути, в управлении — 53 тысячи м2 арендных площадей».

Сегодня индустриальный парк, ставший яркой вехой в вековой истории завода, обеспечен электрической и тепловой энергией и артезианской водой собственной генерации. Обеспечивает резидентов природным газом и технологическим паром, приемом и транспортировкой стоков. В штате управляющей компании, которой по итогам 2020 года присвоена высшая категория, трудится 120 специалистов разного уровня.

«Предприятие входит в топ-5 управляющих компаний индустриальных парков в области и в топ-8 в номинации «Лучшая промышленная площадка» по рейтингу Торгово-промышленной палаты в России, — сообщил Максим Батуев. — Бренд «Карболит» получил новое содержание, и мы достойно продолжаем славную историю предприятия».

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»