Трагедия в местечке Никольском

Трагедия в местечке Никольском

Об убийстве в 1906 году директора морозовской фабрики и причинах такой развязки рассказывает известный краевед, участник Морозовского клуба Александра Бирюкова.

«18 января 1906 года: Владимир. Губернатору. Из Орехово-Зуева. Сергей Александрович убит рабочим. Пристав Шапкин».

На следующий день: «Назаров убит вчера в 7 часов вечера в коридоре Никольской конторы выстрелами из револьвера браунинг. Убийца Иван Васильевич Ветров 18 лет»... «был задержан во дворе служащими, но вырвался и бежал. К розыску приняты меры».

В другой телеграмме говорилось так: «убийца, благодаря ветхости верхней одежды и ловкости, вырвался и скрылся...». «Убийством директора Назарова, судя по настроению, многие довольны — как фабричные, так и немало из конторщиков», — сообщалось в донесении.

С.А.Назаров

С.А.Назаров

Речь в телеграммах идет об инженере-технологе Сергее Александровиче Назарове, директоре Красильно-Отделочного заведения Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Кᴼ», одном из первых людей на мануфактуре. Для меня этот человек стал загадкой, настолько противоречивы сведения о нем из краеведческой литературы. Сергей Александрович Назаров окончил ИМТУ в 1881 г. по специальности инженер-технолог. Как известно, Тимофей Саввич Морозов в 1870-ых годах проводил политику смены английских специалистов на своих фабриках русскими. Как правило, подбирал он их среди выпускников Императорского Московского технического училища.

С. А. Назаров на мануфактуру Морозовых попал не случайно. Его брат Александр Александрович Назаров с 1875 года был женат на дочери Тимофея Морозова – Александре. Судьба этой части семьи Назаровых-Морозовых трагична. Назаровы – потомственные дворяне. А.А. Назаров был пайщиком Никольской мануфактуры, выборным Московского биржевого общества, губернским секретарем. Родство с Морозовыми, очевидно, сыграло определенное действие в приглашении С.А. Назарова на службу в Товарищество.

С.А. Назаров женился на сестре Василия Михайловича Кондратьева – Татьяне. В.М. Кондратьев также окончил ИМТУ, только на год позже, получив специальность инженера-механика. Он также будет приглашен в Никольское на мануфактуру С. Морозова, став позже здесь главным механиком, руководителем механического завода и торфяных болот.

Для С.А. Назарова будет выделен особняк на даче М.Ф. Морозовой, построенный в 1878 году на месте фруктового сада. Сейчас этот дом известен в городе, как дом «бывший В.Н. Оглоблина» по последнему жильцу его. Однако, в ЦГА г. Москвы имеются планы местечка Никольского, где особняк указан конкретно: «С.А. Назаров».

Бывший дом С.А.Назарова, известный по последнему владельцу, как дом Оглоблина.

Бывший дом С.А.Назарова, известный по последнему владельцу, как дом Оглоблина.

По некоторым интернет-источникам С.А. Назаров заведовал фабрикой в Никольском с 1894 года. Это не означает, что 1894 год - начало времени его службы. В монографии И.В. Поткиной «На Олимпе делового успеха…» есть сведения, что в 1890 году он состоял в членах Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности уже как служащий Никольской мануфактуры. Более того, она пишет, что уже в 1890 году инженер-технолог С.А. Назаров сделал первый доклад в этом Обществе об усовершенствовании системы вентиляции в отбельно-красильном производстве.

«ТРАГЕДИЯ В МЕСТЕЧКЕ НИКОЛЬСКОМ» ИЛИ «ДВУЛИКИЙ ЯНУС»?, изображение №4

Доклад С.А. Назаров делал на заседании Общества 4 марта 1890 года. В докладе излагается несколько опытов по устройству вентиляции помещений при сушильных барабанах и в красильнях. Он указывает, что идея принадлежит ему, но исполнение ее инженер-строителю А.С. Степанову. Здесь же в докладе он делает обзор состояния вентиляции в Красильной фабрике в тот момент, когда принял заведование этой фабрикой. Следовательно, интернет-источники неверны, заведование Красильной фабрикой С.А. Назаров принял гораздо раньше даже 1890 года, ибо сей доклад он делает уже на опыте своей работы.

Устройство вентиляции в одноэтажной красильной.

Устройство вентиляции в одноэтажной красильной.

В той же монографии И.В. Поткина даже пишет, что в начале 80-ых годов XIX века Т.С. Морозов пригласил на работу двух талантливых инженеров, питомцев ИМТУ В.М. Кондратьева и С.А. Назарова. Она указывает, что в будущем они стали ведущими специалистами Никольской мануфактуры.

Как известно, Савва Тимофеевич Морозов, став директором Никольской мануфактуры после смерти родителя, с течением времени полностью отказался от значительной части выполняемых им функций, переложив их на своих подчиненных – заведующих фабриками, оставив за собой общее руководство, координацию действий и контроль за выполнением. Так и С.А. Назаров получил право, например, заниматься вопросами оплаты труда на своем производстве, приема на работу и увольнением. В порядке контроля С.Т. Морозов лично просматривал списки вновь нанятых. И в 1903 году он сделал предупреждение директору отбельно-красильной фабрики С.А. Назарову, который набрал одиноких рабочих и тех, у кого жены не работали, а на фирме всегда отдавалось предпочтение семейным работникам. Кроме того, С.А. Назаров уволил в это время двух работников, прослуживших в фирме 18 и 19 лет. Савва Тимофеевич не принял объяснений директора и отдал распоряжение, чтобы впредь при найме предпочтение отдавать женатым, жены которых тоже могли бы поступить на фабрику.

Служащим Никольской мануфактуры при С.Т. Морозове предлагалось еще и руководство работой других структурных подразделений. Так по его, Саввы Тимофеевича, рекомендации, С.А. Назаров возглавлял химико-красильную группу.

Приветствовались на мануфактуре и пожертвования на благотворительные цели. И.В. Поткина упоминает в монографии, что С.А. Назаров внес 25 рублей в стипендиальный фонд имени С.И. Прохорова, принес в дар химико-технической лаборатории Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности коллекцию дубильных веществ, поддержал материально свое училище (ИМТУ), когда был объявлен сбор средств на строительство общежития для студентов.

В 1905 году, в августе, С.А. Назаров был назначен исполняющим обязанности директора Правления Никольской мануфактуры, руководившим Отбельно-красильным заведением и Городищенской фабрикой. Но проработал на этом посту, как вытекает из первых строк, недолго.

Современная улица Моисеенко, слева - корпуса бывш. ОКФ Саввы Морозова

Современная улица Моисеенко, слева - корпуса бывш. ОКФ Саввы Морозова

О его деятельности, не связанной с производством, можно узнать из музейных фондов городского историко-краеведческого музея, где хранится материал В. Бычкова «К истории возникновения Рабочего театра в городе Орехово-Зуево».

Бычков приводит несколько случаев возникновения театральных любительских коллективов на фабриках как Викула, так и Саввы Морозова. В частности, о любительских спектаклях местной интеллигенции – учителей и инженеров - в помещении Никольского училища в бытность, когда оно еще находилось в зданиях на бывшей Английской улице мануфактуры С. Морозова, ныне улице Моисеенко. К этой любительской труппе непосредственное отношение имел С.А. Назаров: он сам участвовал в любительских спектаклях.

Помимо этого, ему в заслугу можно поставить и то, что в качестве режиссеров любительских постановок он привлек двух братьев – Ивана и Александра Михайловичей Кондратьевых – актеров Императорского Малого театра. Как уже говорилось выше, С.А. Назаров был женат на Татьяне Михайловне Кондратьевой, а она была сестрой не только Василия Михайловича, но и Ивана и Александра. Оба они частенько приезжали в Никольское к Василию Михайловичу, а также к Назаровым. С.А. Назаров воспользовался случаем и привлек их к любительским театральным постановкам.

В каждом спектакле он сам принимал участие. Однажды, когда ставили «Женитьбу Белугина» А Островского, где Назаров должен был играть Белугина, его экстренно вызвали в Москву в Правление фирмы Саввы Морозова. Чтобы не отменять объявленный спектакль, Кондратьевы выслали телеграмму известному актеру театра Ф. Корша П.Ф. Солонину, который приехал и прекрасно сыграл эту роль без всяких репетиций, как Бычков пишет: «произвел фурор».

19 декабря 1887 года открылся Клуб служащих при фабриках С. Морозова комедией «Надо разводиться», которую играл полный ансамбль Малого театра (не было только А.П. Ленского, у которого был флюс, и М.Н. Ермоловой, внезапно заболевшей). На спектакле присутствовал и Савва Тимофеевич Морозов. Для актеров было приготовлено угощение, после которого «на поезд некоторых отправляли багажом».

Бычков упоминает, что «пока были живы В.М. Кондратьев и С.А. Назаров (а они умерли с разницей в один год), артисты из Малого театра ездили в Клуб очень часто, и своей игрой посеяли в местной публике любовь к театру». Так что Ореховские театральные традиции в чем-то обязаны своим появлением С.А. Назарову.

В 1893 году С.А. Назаров был избран церковным старостой Ореховского храма. Об этом пишет А.В. Рождественский в своей книге «История Богородицкорождественского храма, что в селе Орехове». Накопленные к тому времени церковные сбережения позволили новому старосте предложить причту заново украсить храм. Естественно, что он советовался в деле украшения со церковнослужителями и прихожанами. Они поддержали его идею украсить храм в духе XVII века в память о деревянном храме 1698 года. По предложению одного из прихожан – ученого рисовальщика с фабрик С. Морозова М.В. Боброва – он обратился по созданию проекта к академику архитектуры С.У. Соловьеву. Проект Соловьева утвердил Владимирский архиепископ. Для ведения дела украшения храма была создана особая комиссия в составе протоиерея о. И. Елпатьевского, местного священника о. В. Рождественского, церковного старосты инженер-технолога С.А. Назарова, ученого мастера Д.А. Голубкова и Покровского мещанина И.И. Панкрашина.

Ореховский храм Рождества Пресвятой Богородицы

Ореховский храм Рождества Пресвятой Богородицы

С.А. Назаров был председателем Правления Общественной библиотеки Товарищества Никольской мануфактуры, много внимания уделял пополнению ее фонда. Библиотека располагалась в пристройке Начального училища (быв. школа №3).

Еще одно деяние С.А. Назарова на ниве благотворительности - это его деятельность, как председателя Особого Ореховского отдела Покровского уездного комитета попечительства о народной трезвости. То, что в Покровском попечительстве был создан отдельный отдел по селу Орехово, к нашему сожалению, говорит о чрезвычайно неблагоприятной ситуации с употреблением алкоголя в этой местности. И более всего это относится именно к местечку Никольское, где спиртное не продавалось официально, но и у места переправы, и у казарм, даже на выходе из фабрик можно было купить алкоголь. Здесь стоит вспомнить, что 7 января 1885 года на входе в фабрику сторожа проверяли чайники у рабочих на предмет проноса спиртного на производство, естественно, что это не случайно, значит, такие случаи бывали и, может быть, неоднократно.

С.А. Назаров возглавил Особый Ореховский отдел с первых дней его образования и руководил им до своей гибели. Он назначал и проводил заседания, определял вопросы к рассмотрению, вносил свои предложения. Именно по его предложению в 1903 году была открыта чайная-столовая на Новой Стройке. С.А. Назаров предложил использовать благотворительные спектакли для наполнения денежной кассы Отдела. Средства Особого отдела шли не только на работу чайной, но и на организацию народных чтений, издание брошюр просветительского характера для распространения среди рабочего населения и многое другое. Он тесно сотрудничал в вопросах народной трезвости со священником Ореховского храма В.М. Рождественским, основателем Свято-Никольского общества трезвости при церкви села Орехово.

С.А. Назаров был награжден орденами св. Станислава 3-ей степени и св. Анны 3-ей степени.

И есть другой С.А. Назаров. Ореховский краевед В.С. Лизунов в книге «Орехово-Зуево. Памятные места. События. Люди» пишет: «Никольские рабочие возненавидели Назарова сразу. Одиннадцать лет он занимал пост директора ОКФ, провоцировал стычки казаков и полиции с рабочими, просил губернатора о высылке войск». На самом деле, во Владимирском архиве в судебном деле И. Ветрова подшиты следующие телеграммы владимирскому губернатору: «Народ бунтует... войска необходимы. Назаров». «Спешите высылкой войск. Назаров» (время отсылки телеграмм – 1905 год, весна).

В.С. Лизунов: «Любил, когда люди валялись у него в ногах. Его подчиненные угодливо подыскивали и присылали на прием молоденьких, симпатичных работниц. С ними он был кроток и ласков, в помощи не отказывал – пусть зайдет к нему просительница на дачу попозже вечерком. Рабочие знали, сколько слез пролили молодые текстильщицы, обесчещенные всесильным директором.

В приступе гнева С.Т. Морозов кричал на наперсника своей матери Марии Федоровны: «Вы ведете себя как провокатор! Насилуете фабричных девок!» …»

К великому огорчению Владимир Сергеевич не указал источника, откуда он черпал сведения. Но в здравом уме не может уложиться факт: верующий человек, избранный прихожанами в церковные старосты (наверное, не а бы как избирали), и насилие над женщинами.

На все случаи жизни в Орехове и Никольском можно найти цитату из Дневника гравера Никольской мануфактуры В.И. Бычкова: «1906 год. Февраль. 19-е. Понедельник. В среду 13 января был убит в Никольской конторе Сергей Александрович Назаров неким Ветровым, внуком М.Г. Кокорева, из револьвера системы «Браунинг». Смерть была моментальная, пуля была направлена в затылок и вышла в висок. Несмотря на это, убийца выпустил уже в мертвое тело еще 4 пули и убежал. Надо думать, что это убийство политическое, потому что убийца как в воду канул. В среду служащие красильного заведения собрались в конторе обсудить о подписке на венок и что же оказалось? Кому покойный благодетельствовал, кого вытащил из грязи, например, А.Я. Дроздов, В.И. Еремеев, первые заговорили против обязательной подписки в 5%, найдя ее высокой, и предложили 2%. Я предложил 3% и на ней остановились. Покойный был церковным старостой в Орехове с 1890 года. Мир праху его!..»

Этим можно было бы и закончить повествование. Однако, необходимо обратить внимание на нестыковку дат, которую нет возможности объяснить. Бычков, который работал как раз на ОКФ, знал, наверное, всю подоплеку дел директора, но считает, что это было политическое убийство, а не так, как его трактовали в советское время. Судьба И. Ветрова незавидна: в сентябре 1908 года он был задержан в Москве охранкой, судил его военный суд во Владимире 16 января 1909 года. Приговор был коротким: «...подсудимого Ивана Ветрова за предумышленное убийство лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни через повешение».

А. Бирюкова, 11.05.2021

Источник: Морозовский клуб