Старообрядческий храм во имя Николая Чудотворца в деревне Устьяново

Старообрядческий храм во имя Николая Чудотворца в деревне Устьяново

Храм святителя Николы в Устьяново построен на средства известной благотворительницы-староверки из купеческого рода Морозовых Феодосии Ермиловны Морозовой (1836-1919) по проекту выдающегося русского архитектора-старообрядца Николая Георгиевича (Егоровича) Мартьянова (1872-1943).

Как и все церковные постройки архитектора Мартьянова, этот храм воплощен в духе сочетания разнородных древнерусских форм и объемов с упрощенной ордерной декорацией и отдельными элементами модерна. За основу архитектором взят псково-новгородский храм 14-15 веков — одноглавый, с восьмискатным покрытием «на четыре лица» и декорацией фасадов в виде лопаток.

В 1906 году вместо ветхой деревянной старообрядческой молельной (существовавшей еще судя по архивным данным до 1826 года) возводится деревянный храм. В 1908-1909 годах к этой церкви с западной стороны пристраивается двухэтажная трапезная с колокольней по проекту Н.Г. Мартьянова. Окончательно деревянное здание достраивается в конце 1911 года на средства Ф.Е. Морозовой. Она также приобрела для святыни колокола.

Через три года, в 1914-м, староверческая община решила разобрать деревянную церковь и начать строить более долговечную — каменную. По проекту опять-таки Мартьянова. Торжественная закладка уже каменного Устьяновского храма во имя святителя Николы Чудотворца состоялась 13 июля 1914 года. На торжества в село прибыли архиепископ Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви Христовой Иоанн с епископом Кириллом Одесским, Балтским и всей Бессарабии белокриницкой иерархии (уроженцем местной старообрядческой деревни Мисцево — прим. автора). Настоятелем нового Устьяновского храма стал священник Иаков Баранов.

О. Иаков (Яков) Архипович Баранов служил в Устьяново с 1 октября 1913 года. Родился он в 1880 году в старообрядческом селении Глазово Серпуховского уезда. В священный сан его рукополагал известный старообрядческий архиепископ Иоанн (Картушин). О. Иаков служил в Устьяново до 1926 года перед о. Федором Груниным.

Почитание Казанской Губинской иконы Пресвятыя Богородицы среди верующих в деревне Устьяново перекликается с почитанием Богородичной Тихвинской иконы. В 1920-х годах в Устьяново случился сильный пожар, который мог уничтожить всю деревню. Жители, дабы избавиться от беды, дали обещание молиться Тихвинской иконе, после чего пожар прекратился. Рядом с деревней находился святой родник, к которому на Тихвинскую ходили с иконами.

Трагической была судьба Федора Грунина. Он родился в Устьяново 21 мая 1888 года. Рукоположен в сан священника старообрядческим епископом Геннадием (Лакомкиным) Донским 10 января 1921 года. Служил в Никольском храме хутора Горина станицы Пятиизбянской на Дону. В 1922 году переведен в село Кельч-Острог Московской губернии. С 1926 года служил в родном Устьяново.

В очерке известного писателя-земляка Владислава Бахревского «Страстотерпцы Гуслицы» рассказывается: «…Погубители русского крестьянства в коллективизацию обложили старообрядческого священника непомерным продналогом. А коль не дал, сколько велено, — ослушник. Арестовали, церковь закрыли, всё, что было в доме: имущество, мебель, одежду, — описали, забрали. Забрали дом. Семью выгнали под открытое небо. Подержали отца Федора в тюрьме всего неделю, пугнули. Рогожское старообрядческое начальство нашло ему место в Воскресенском районе, в деревне Осташово… Люди из сельсовета предупредили батюшку: «Коли хочешь жить на свободе, бросай службу!» На это отец Федор ответил: «Будь что будет, Христос терпел и нам велел».

Во второй раз его осудили на десять лет лагерей по знаменитой 58-й «политической» статье. Из заключения он уже не возвратился. Погиб в лагерях где-то на Дальнем Востоке.

Сменивший на православном посту арестованного о. Федора священник Василий Зотович Кузнецов (1882/1884 — 16 ноября 1937) был его земляком. Родился в селе Богородское Куровского района. В молодости Василий Кузнецов работал на фабрике Саввы Морозова конторщиком. С 1911 года служил стихарным, затем дьяконом, а 13 мая 1916 года старообрядческим епископом Александром (Богатенковым) рукоположен в священники на приход Воздвиженского храма села Бармино Владимирской губернии. В 1918 году переведен в деревню Абрамовку Богородского уезда Московской губернии (ныне она находится на территории Орехово-Зуевского округа — прим. автора). В 1929 году В. Кузнецова арестовали, около года он провел в тюрьме в Егорьевске. Семью иерея выселили из дома, а скот, имущество конфисковали. Супруга священника Евдокия Васильевна с детьми с трудом сумела снять комнату в Егорьевске. К тому времени церковь в деревне Абрамовке сгорела, приход объединили в один с приходом села Устьяново, куда и был переведен о. Василий приблизительно в 1931 году. Правда, получилось это ненадолго. Священника Василия Кузнецова арестовали во время разгула «ежовщины» по обвинению в «контрреволюционной пораженческой агитации». Тройкой при УНКВД по Московской области осужден 14 ноября к высшей мере наказания. Через два дня, 16 ноября 1937 года, его расстреляли на Бутовском полигоне. Был реабилитирован лишь через полвека — 30 июня 1989 года.

Василий Зотович Кузнецов, репрессированный настоятель Устьяновского храма.jpg

За всю историю церковь закрывали лишь на лет семь (с 1937 по 1945 год), ее отдавали под зернохранилище местному колхозу. К счастью, в этот период храм не был разрушен и сохранился даже его иконостас. С апреля 1945 года первым священником вновь открытого Никольского Устьяновского храма стал 58-летний о. Глеб Иванович Власов. Родился он в деревне Острая Лука Медынского уезда Калужской губернии. В Устьяново прослужил до 16 ноября 1950 года, когда местные власти предложили в течение 24 часов покинуть Московскую область. Как оказалось, основной причиной такого решения было то, что священнослужитель занимался деятельностью, которая, по мнению местных чиновников, была излишней. К примеру, о. Глеб уделял большое внимание молодежи, ее нравственному облику. Он организовал при храме прекрасный молодежный хор знаменного пения. Позже иерей продолжил службу в старообрядческом храме села Пилипоновка Винницкой области Украины. Скончался в 76 лет в 1963 году.

В 1977-1983 годы Никольский храм в Устьяново окормлял священник о. Петр Половинкин. После него 12 лет приход обслуживался настоятелями ближайших старообрядческих храмов из селений Алёшино и Слободищи. Несколько лет здесь совершал богослужения настоятель храма из деревни Слободищи Александр Ежуков.

Долгое время постоянная церковная служба в Устьянове (в воскресные и праздничные дни) была на попечении местных жителей и приезжающего из столицы молодого энергичного уставщика Александра Панкратова (ныне иерея). В 1995-1998 годах он трудился заведующим историческим архивом и книгохранилищем на Рогожском, являясь одним из помощников старообрядческого митрополита Алимпия. В частности, сопровождал его в поездках в те общины, где происходили освящения новых или возрожденных храмов. Одновременно А. Панкратов продолжал служить уставщиком в Рогожском поселке в Москве. А с 1996 года параллельно имел попечение о приходе в Устьяново, где его единодушно избрали председателем церковной общины. Отец Александр является автором замечательных книг по старообрядчеству.

храм в Устьяново и его прихожане (2).jpg Богослужение в Устьяново.jpg

А 29 ноября 1997 года стараниями верующих на колокольню Устьяновского храма поднят новый пятипудовый колокол, отлитый в цехах столичного завода «Серп и молот». Причем он отлит из осколков старинного устьяновского колокола с использованием уникального опыта старых литейщиков. На возрожденном колоколе славянской вязью написано: «В дар Старообрядческой Церкви». Благотворителями на этот раз стали не Морозовы, а трудовой коллектив завода «Серп и молот», в частности руководитель фасонно-литейного цеха Реваз Варденович Какабадзе.

Осенью 1999 года главой Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Алимпием (Гусевым) на Устьяновский приход поставлен священник о. Алексей Михеев. Ныне О. Алексей является протоиереем, благочинным старообрядческих приходов Подмосковья — сменил на этом ответственном посту известного протоиерея Леонтия Пименова (1936-2020).

о. Алексей Михеев - настоятель храма в Устьяново..jpg

Среди многолетних прихожан Устьяновского храма — потомственный старовер, чьи прадеды были священнослужителями, Юрий Евгеньевич Исаев, фермер из местной деревни Кудыкино. По образованию он театральный режиссер. Исаев — писатель, краевед, автор очерков по истории подмосковного старообрядчества. Поменял престижную работу в столице на нелегкий труд фермера.

Фермер-старовер, прихожанин храма с. Устьяново Юрий Исаев.jpg

 Яркая, насыщенная событиями, именами, датами летопись старообрядческого храма продолжается. Его внешний вид, внутреннее убранство привлекают верующих из Орехово-Зуевского округа, Московской области и туристов.

храм в Устьяново и его прихожане (1).jpg

 Печально, но факт: тернистыми и драматическими стали судьбы не только священнослужителей Устьяновского храма, но также благотворительницы Ф. Морозовой и архитектора Н. Мартьянова.

Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками у Феодосии Ермиловны Морозовой экспроприировали участок земли в Рогожской части с несколькими строениями и всем имуществом. Дом № 32 на улице Большой Алексеевской был передан в аренду Московскому отделу народного образования. Феодосия Ермиловна фактически была выброшена на улицу, она умерла весной 1919 года и была похоронена в Морозовской усыпальнице Рогожского кладбища рядом с мужем Иваном Саввичем и сыном Сергеем Ивановичем.

Архитектор Устьяновского храма Николай Георгиевич (Егорович) Мартьянов родился в 1873 году (по другим данным, в 1872-м). Происходил из древнего рода Мартьяновых, ведущего историю с 1650 года. Окончил ремесленное училище, с 1906 года был востребованным архитектором, имел собственную частную архитектурную практику, сооружал корпуса на российских заводах Гагенталя, Гантера, фабриках Петрова и братьев Гавриловых. В числе других его известных проектов помимо Устьяновского храма старообрядческие храмы в Москве, Коломне, Верее, Шувое, Ржеве и Санкт-Петербурге. Мартьянов также проектировал и строил жилые дома.

Николай Георгиевич Мартьянов, архитектор старообрядческого храма в с. Устьяново..jpg

По каким-то причинам незадолго до Великой Отечественной войны советская власть в лице НКВД нашла повод для ареста Н. Мартьянова. Его отправили в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь — один из крупнейших лагерей в 1930-1959 годах. Николаю Георгиевичу уже было не суждено выйти на свободу. В возрасте 70 лет, в 1943-м, он скончался в лагере от тяжелой болезни.

Евгений Голоднов

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»