Общественному парку Народного гулянья господ Морозовых — 125 лет

Общественному парку Народного гулянья господ Морозовых — 125 лет

На главном изображении показан вход в парк Народного гулянья (фото 1904 года, ОЗГИКМ)

В начале 90-х годов XIX века в России простым жителям хотели дать разумное и полезное развлечение, отвлекающее от провождения времени в кабаках, где растлевались его душа и тело. Способом стало создание «народных театров». Это не то, что мы сейчас имеем в виду, произнося слово «театр». Народный театр в то время — это нечто обширное, не постановка театральной пьесы, а создание системы для развлечения, например, в виде парков народных гуляний, народных домов и т.п. Не обошла такая затея и наше Орехово-Зуево. В Никольском мысль о предоставлении рабочим и их семьям возможности проводить воскресный и праздничный досуг приятно и полезно пришла директору мануфактуры С. Морозова — Никанору Николаевичу Алянчикову. Идея была поддержана Саввой Тимофеевичем Морозовым, в то время отвечавшим и за социальные вопросы. Это было время, когда Савве все удавалось, когда хотелось творить и работать.

Поскольку в местечке Никольском соседствовали две фирмы Морозовых, то он решил предложить объединиться в деле создания парка. Сергей Викулович Морозов поддержал дядю Савву Тимофеевича, и 21 июля 1896 года в ½ версты от Никольского открылось Народное гулянье господ Морозовых.

Правления обеих фабрик ассигновали 30 тысяч рублей, да лично Савва Тимофеевич добавил недостающую тысячу рублей. Под парк отвели рощу в 16 десятин недалеко от Богадельни имени Т.С. Морозова. Территорию превратили в чудный парк, обнесли забором, построили открытую сцену-эстраду с устроенными при ней грим-уборными для артистов, поставили чайные буфеты со столиками, киоски для кваса и фруктов, установили аттракционы.

Для организации развлечений была создана Комиссия Народного гулянья из восьми человек — поровну от каждой фабрики. Для организации театральных представлений пригласили в качестве антрепренера известного провинциального артиста А.К. Мартынова, который оправдал надежды Комиссии. Собранная им труппа профессиональных актеров пользовалась успехом у публики, в то лето было показано пять постановок: «Не все коту масленица», «Золотая рыбка», «Жених из долгового отделения», «Из огня в полымя», «Записки сумасшедшего», «На узелки», «Сама себя раба бьет, коли нечисто жнет». Если пьеса небольшая, то показывали две за вечер. Этот же антрепренер работал и в следующее лето. Вскоре и любительская театральная труппа с фабрик С. Морозова под руководством Вениаминова получила возможность играть на этой сцене. Кроме спектаклей здесь выступали балалаечники, фокусники, цирковые артисты, приглашались и певцы. Каруселью 7236, 7233,7234,7235

В.И. Бычков в своем дневнике пишет: «…Увеселения даются каждый воскресный и праздничный день и всегда разнообразятся… Публика, а особенно молодежь, охотно посещает гулянье и танцует до упаду. Замечательно, что со времени открытия гулянья молодежь очень редко приходится видеть под влиянием Бахуса».

В первый год Народное гулянье закрылось 29 сентября. На будущий сезон было решено его открывать в конце апреля — первых числах мая, а закрывать — в конце сентября.

2  Афиша 1899 года.jpg

В 1899 году в парке Народного гулянья господ Морозовых был выстроен закрытый театр. Комиссия пригласила на весь летний сезон этого года труппу драматических актеров под руководством Л.С. Матковского и П.И. Чардынина. (Петр Иванович Чардынин — актер и антрепренер, в будущем режиссер немого кино). В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина сохранилось много афиш Народного гулянья господ Морозовых, в том числе и 1899 года. По ним стало известно, что закрытый театр был одноярусный. По бокам зрительного зала располагалось 12 лож на пять человек каждая, в центре — 25 рядов зрительских мест по 26 мест в каждом, а окружала все галерея (количество мест в ней не установлено, это были самые дешевые места).

3 План закрытого Летнего театра, 1903 год.jpg

В парке играл в этот год оркестр под управлением Л.С. Матковского, а с 1900 года уже будет звучать оркестр под управлением местного учителя Гавриила Федосеевича Кузнецова.

В 1900 году труппу уже содержал один П.И. Чардынин, в 1901-м закрытый театр снял антрепренер В.Ф. Бурлаков, он содержал здесь театральную труппу несколько лет. В 1906 году Комиссия не содержала постоянную труппу, приглашая на каждое гулянье московские и провинциальные театры. В этот год частым гостем сцены закрытого театра был Императорский Малый театр.

4  Открытие Народного гулянья в 1903 году.jpg

Весной 1907 года здание закрытого деревянного Летнего театра было перестроено. Сложно сказать, что это было: ремонт здания или его постройка заново. Документы Государственного архива Владимирской области не позволяют сделать об этом вывод. Однако в акте приемки Летнего театра, датируемом 9 июля 1907 года, губернским архитектором отмечено, что «ни один размер существующего строения не соответствует утвержденному проекту» — так что, возможно, это заново построенное здание. Несмотря на вышеуказанный недостаток, архитектор разрешил его использование (что не сделают деньги Морозовых!).

5  Вид на двухъярусный Лений театр со стороны футбольного плаца.jpg

А 31 марта 1909 года было получено разрешение на демонстрирование в здании Летнего театра кинематографа.

В «Орехово-Зуевском календаре», изданном Е.М. Палладиной в 1910 году, представлен план зрительного зала Летнего театра с уже двумя ярусами.

В том же году в парке было выделено место под футбольный плац «Клуба-Спорт» при фабриках «В. Морозова с сыновьями». Поле было устроено по английским технологиям под наблюдением Гарри Горсфилда (Андрея Васильевича) Чарнока, директора Бумагопрядильни и президента «Клуба-Спорт». С этого времени к театральным и эстрадным постановкам, оркестру музыки и танцам добавилось еще новое зрелище — футбол. Первый матч состоялся 20 июня 1910 года между игроками «Клуба-Спорт», разделенными по костюмам на «голубых» и «кремовых». Со счетом 7:3 победили первые. До открытия поля на Дровяном складе В. Морозова (сейчас это территория стадиона «Знамя труда») этот плац считался лучшим в Московской лиге.

Матч в парке Народного гуляния 1910-е гг-Colorized.jpg

Хотя одной из целей создания Народного гулянья было отвлечение рабочих от пьянства, бывший жандармский полковник Н.И. Воронов пишет: «…нам приходилось не раз посещать парк и выносить приятное впечатление: всюду царит порядок, рабочие прилично ведут себя, чинно гуляют со своими семьями по парку, хотя нам передавали, что рабочие ухитряются через заборы, довольно высокие, передавать водку...»

После революции, 26 апреля 1918 года, горсовет Орехово-Зуева объявил парк Народного гулянья господ Морозовых достоянием города и переименовал его в парк имени 1 Мая. А 7 августа того же года здесь, на открытой эстраде, давал благотворительный концерт в пользу рабочей и детской столовой Ф.И. Шаляпин.

twxGHOjOM6w.jpg

Шаляпин в парке 1 мая - копия.jpg

После выступления в парке перед рабочими в 1919 году Л.Д. Троцкого, видного профсоюзного и партийного деятеля советского государства, это место переименовали в парк имени Льва Троцкого, в 20-е годы прошлого века он именовался именно так, но после парку вернули предыдущее название.

После революции содержал парк и организовывал в нем массовую работу сначала Рабочий театр, а в 30-е годы — Дворец культуры текстильщиков. Так же, как и раньше, по воскресным дням здесь устраивали народные гулянья. Но после войны парк постепенно приходил в запустение, принадлежал он теперь Горсовету. А футбольное поле еще долго было востребовано заводскими и фабричными футбольными командами.

YoohU98a4cE.jpg

IMEp81Z6Lk4.jpg

В 1958 году парк 1 Мая преобразовали в ботанический сад Педагогического института. Сюда привезли деревья и кустарники из иных природных зон, цветущие кусты шиповника радовали глаз, были высажены фруктовые деревья, но все это было недолго. Ныне парк 1 Мая, привлекающий естественностью, — сохранившийся зеленый уголок нашего города, любимое место для прогулок жителей Воронцовско-Пролетарского микрорайона.

В статье использованы материалы и фото Орехово-Зуевского городского исторического музея, из книги «Воспоминания полковника Н.И. Воронова», из архивов РГАЛИ и ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.

Источник: «Морозовский клуб»