Об орехово-зуевском художнике Владимире Фроловиче Безрукове

Об орехово-зуевском художнике Владимире Фроловиче Безрукове

Владимир Фролович Безруков родился в июне 1930 года в Орехово-Зуеве. Мать, фабричная работница, в силу житейских обстоятельств была вынуждена в одиночку ставить на ноги троих детей.

Будущий художник жил в казарме № 3, ныне дом № 102 на улице Ленина. Учебу в школе № 14 Вова совмещал с занятиями в кружке ИЗО, которые в то время проходили в подвальном помещении Драматического театра. Кружком руководил Взоров Владимир Иванович (1888-1969) — русский, советский театральный художник, художник-акварелист (Строгановское Центральное художественно-промышленное училище), педагог. Кстати, он был создателем скульптурной композиции — памятника Борцам революции, открытого в Орехово-Зуеве в 1923 году и ставшего символом города на Клязьме.

Проникшись искренней любовью к рисунку и живописи, юноша поступил в институт имени Сурикова, где на отделении монументальной живописи многое постиг под руководством преподавателя Александра Дейнеки, который, как и Роберт Фальк, был его любимым художником.

Закончив в 1965 году институт с отличием, Владимир возвращается на родину и становится живописцем художественной мастерской, расположенной в то время на улице Ленина. Его коллегами были Мызников Геннадий, Куров Александр, Гусев Сергей и другие, в том числе — вот досада — однофамилец, уже имевший «имя». Это обстоятельство, а также постоянные высказывания появившейся к тому времени тещи относительно неблагозвучности фамилии вынудили его поменять фамилию. Вот так Безруков стал Мирским.

Во Владимире раскрылся талант преподавателя, когда он стал обучать детишек рисованию в кружке ИЗО при ДК текстильщиков. По характеру неконфликтный и добрый, он стал им другом и наставником по жизни. Чувствуя к себе такое отношение, они вбирали в себя все лучшее, что было в художнике.

Автопортрет.JPG

Автопортрет

Несмотря на свою мирность, Владимир Фролович, а для некоторых просто Фролыч, как дитя казармы всегда мог постоять за себя и близких. «Мужик!» — именно так в этом плане отзывается его вдова, Татьяна Кошелева, которая, кстати, в свое время была его ученицей.

Достойны внимания и воспоминания о художнике его учеников. Так, Петров Александр Васильевич вспоминает:

«Нельзя сказать, что Фролыч был шибко спортивным, однако он без проблемы мог войти в кабинет председателя художественных мастерских на руках!».

А о чувстве юмора и находчивости учителя он же продолжает:

«Будучи на пленэре в Калужской области, мы писали эскизы возле одной из деревень. Отроки местные с интересом наблюдали за этим процессом. А на их вопрос о том, что мы делаем, Фролыч ответил, что готовим «протекты» для прокладки метро в эту местность. Весть возрадовала не только местных жителей, но и представителей власти в лице местного деревнепредводителя. Дабы такие важные особы, как мы, не мокли под дождем, он любезно предоставил нам для жительства деревенский клуб. Мы же не отказались и также любезно прожили в нем несколько дней. Расставаясь, Фролычу пришлось все же расстроить общественность тем, что сделанные «протекты» пока не позволяют провести метро в ближайшее время, но отчаиваться не следует, а следует верить в счастливое будущее».

Чтение классики, а именно Ильфа и Петрова, здесь явно сыграло свою роль.

Геннадий Константинович Спирин пишет:

«Владимир Фролович был последователем Владимира Ивановича Взорова, ученика В. Серова. И именно Вл. Фролыч привез меня в Москву поступать в школу одаренных детей (так называл Вл. Фролыч МСХШ имени Сурикова), тем самым сыграв в моей жизни решающую роль».

С женой Татьяной Кошелевой Владимир Фролович со временем построил на Охотничьей улице домик с просторной мастерской. Оттуда же, оседлав велосипеды, они рассекали просторы района, заезжая и во Владимирскую область. Доставалось грибным местам и в Омутищах, куда добирались уже на электричке. Во время этих поездок делались многочисленные эскизы. Излюбленным местом все же было село Войново-Гора, с его косогором над Клязьмой и старыми вратами. Эстафету педагога из рук Мастера принял ученик Александр Петров, который вырастил новое поколение знаменитых ныне художников.

Летом 2014 года благодарными учениками была организована выставка «Учитель и его ученики», на которой 11 участников выставили 129 работ, написанных им с 50-х годов ХХ века до дня открытия выставки.

У Фроловича.jpg

Ушел Владимир Фролович весной два года назад. Эти снимки были сделаны годом ранее, на последнем его дне рождения.

Андрей Болдин

Фото автора

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»