О директоре завода «Респиратор» Павле Зиме

О директоре завода «Респиратор» Павле Зиме

В нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка Павла Ивановича Зимы, руководившего секретным в свое время Орехово-Зуевским конструкторским бюро, связанным с отечественной оборонкой и космическими проектами. Талантливый конструктор отличался хозяйственной жилкой, большим чувством юмора, был автором более 100 изобретений, отмечен несколькими правительственными орденами. Его лично знали и уважали многие легендарные первопроходцы космоса — конструкторы и космонавты. Представители первого отряда звездных братьев — Алексей Леонов и Павел Попович — нередко гостили у него в квартире на улице Гагарина в подмосковном Орехово-Зуеве.

В центре космонавт А.А. Леонов, справа — П.И. Зима. Орехово-Зуево, 1965 год

Родился Павел Иванович Зима в 1911 году в Луганске. В 19 лет юноша окончил Луганский машиностроительный техникум, чуть больше года работал техником-конструктором конструкторского бюро Мосгипромаш Луганска и вскоре стал техником-конструктором местного паровозостроительного завода имени Октябрьской Революции, затем — техником-конструктором завода № 60 Министерства вооружения. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Павел Зима получил диплом об окончании Одесского индустриального института. Наступившая война с фашистами еще теснее связала судьбу 28-летнего украинца с Орехово-Зуевом, Подмосковьем и Россией. Здесь широко раскрылись его организаторские способности, направленные на укрепление обороноспособности Советского Союза.

Четыре года, до 1943-го, Зима работает на ответственной должности начальника конструкторской группы завода кислородных приборов «Респиратор». Для разработок отечественной кислородно-дыхательной техники по решению Правительства СССР в Орехово-Зуеве создается СКБ-КДА — Специальное конструкторское бюро по проектированию кислородных дыхательных приборов и аппаратуры. С 1943 по 1952 год Павел Иванович являлся техническим инспектором Министерства авиационной промышленности на Респираторе, а в 1955-1956 годах — главным инженером СКБ-КДА Министерства авиационной промышленности. В это время орехово-зуевскими конструкторами осуществлялась разработка одного из первых отечественных аппаратов искусственной вентиляции легких (АИД-1), кислородной и карбогенной терапии (ИП-1).

Постановлением Совета министров СССР № 408-195 под председательством Иосифа Сталина от 11 февраля 1953 года было решено «построить в 1953-1956 гг. в г. Орехово-Зуево здание для Специального конструкторского бюро кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры; возложить на СКБ-КДА проектирование, исследование и испытание кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры, а также изготовление опытных образцов этих изделий; организовать при СКБ-КДА производственно-экспериментальную базу и центральную испытательную станцию». Государственную регистрацию (реестровый лист № 10/62, т. 36, стр. 262) предприятие получило 28 июля 1953 года.

Создание специального КБ (до 1967 года — СКБ-КДА) имело целью преодолеть наметившееся отставание кислородно-дыхательной аппаратуры от растущих потребностей бурно развивавшейся в послевоенные годы реактивной авиации. Конструкторское бюро на тот момент являлось единственным в Советском Союзе научно-исследовательским и опытно-конструкторским центром по созданию приборов и систем жизнеобеспечения для авиационной и космической техники, водолазной техники для военно-морского флота, а также для аварийно-спасательных служб страны.

С марта 1956 года по август 1958-го П.И. Зима работал директором оборонного завода «Респиратор» и по совместительству — начальником специального конструкторского бюро по проектированию кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры СКБ-КДА. На этом посту он сменил Павла Григорьевича Адамова (1911-1983), возглавлявшего СКБ-КДА в 1953-1956 годах, а затем направленного на повышение в Москву.

завод Респиратор.jpg

Респиратор

С августа 1958 года по декабрь 1986 года П.И. Зима — первый главный конструктор СКБ-КДА Министерства авиационной промышленности. Его заместителем много лет трудился инициативный руководитель, талантливый инженер-испытатель, конструктор и изобретатель Станислав Яковлевич Репин (1931-1993), работавший в СКБ-КДА с самого его основания, без малого 40 лет.

Под руководством Зимы разработаны и освоены в серийном производстве многочисленные комплекты кислородно-дыхательной аппаратуры для индивидуальных систем жизнеобеспечения летного состава боевой и военно-транспортной авиации при полетах на высотах до 50 километров (1957-1961); разработан комплект КП-60 (1960-1961), обеспечивавший жизнедеятельность Юрия Гагарина во время орбитального полета 12 апреля 1961 года; комплект КП-55 (1964 год), позволивший космонавту Алексею Леонову впервые в мире совершить 18 марта 1965 года выход в открытый космос и возвращение на корабль.

1964 г. Сотрудники Орехово-Зуевского КБКО  Идет проверка работы ранцевого прибора КП-55 для обеспечения жизнедеятельности космонавта Алексея Леонова.jpg

Сотрудники Орехово-Зуевского КБКО. Идет проверка работы ранцевого прибора КП-55 для обеспечения жизнедеятельности космонавта Алексея Леонова, 1964 год

Период руководства П.И. Зимы был весьма плодотворным и успешным в решении задач, стоявших перед коллективом по развитию авиации, космонавтики и военно-морского флота: успешно решена задача обеспечения кислородно-дыхательной аппаратурой реактивной авиации, созданы комплекты кислородного оборудования, обеспечившие полет первого человека в космос и выход в открытое космическое пространство, разработано и принято на снабжение ВМФ спасательное снаряжение для затонувших подводных лодок и для работы водолазов на больших глубинах. Успешному решению этих задач способствовало умение Павла Ивановича работать с кадрами. У него было плохое зрение, но его особое чутье видеть человека «насквозь» заменило природный недостаток. Дисциплина на предприятии при Зиме была просто железная. Его очень уважали и побаивались, в связи с этим ветераны КАМПО рассказывали мне немало курьезных случаев. Один из них — о том, как молодой провинившийся сотрудник при словах «Тихо, сам Зима идет!» спрятался от главного конструктора в холодильную камеру…

В коллектив шел постоянный приток молодых специалистов из ведущих вузов страны, эффективно реализовалось их становление как специалистов по профилю предприятия, проходило постоянное обновление лабораторно-испытательного оборудования, а в 1970 году открылась кислородно-заправочная испытательная станция.

Космонавт А.Леонов у конструкторов Орехово-Зуева. Второй слева на первом ряду сидит П.И. Зима.jpg

Космонавт А. Леонов у конструкторов Орехово-Зуева. Второй слева в первом ряду сидит П.И. Зима

Под руководством П.И. Зимы в 1958 году орехово-зуевские конструкторы разработали первые отечественные акваланги АВМ-1. Кстати, с их помощью стали возможными сложные подводные съемки в известном художественном фильме «Человек-амфибия». Как рассказали ветераны предприятия, разработчики аквалангов стали соискателями государственной премии.

Последующие годы также были плодотворными: в 1959 году в СКБ разработали аппарат тактического плавания ТП для глубин до 40 метров, использовавшийся на средствах передвижения типа «Сирена» частями разведки ВМФ. В 1960 году создается снаряжение ИСП-60 для спасения из подводной лодки методом свободного всплытия с глубиной применения до 160 метров. Снаряжение явилось базовым для дальнейших разработок.

В 1961 году в Орехово-Зуеве произведен комплект кислородного прибора КП-52М, положившего начало новому поколению авиационных кислородных приборов. По настоящее время КП-52М остается основным комплектом, которым оснащено большинство самолетов истребительно-бомбардировочной авиации.

Примечательно, что в 1982 году группа конструкторов КБКО разработала кислородные аппараты АКА и кислородную маску для советских альпинистов — участников знаменитой экспедиции на Эверест 4-9 мая 1982 года. Разработчики КП: Борис Георгиевич Георгиевский (руководитель группы), Геннадий Алексеевич Якушкин, Сергей Владимирович Ермаков, Александр Георгиевич Максимов и Юрий Александрович Иванов. Конструктор кислородной маски «Эверест-82» («Ирбис-2») Михаил Александрович Гузанов.

Инженера КЭИЛ № 1 (ныне ЛИиН) Геннадия Алексеевича Якушкина (1929-2010) направили в командировку на Памир, чтобы в естественных условиях обучать альпинистов более эффективному использованию кислородных приборов и маски «Эверест-82». Подготовка экспедиции заняла около трех лет (с 1979 года) — начиная с отбора кандидатов и кончая последними тренировочными сборами.

В связи с успешным завершением экспедиции на Эверест и большой вклад, внесенный в ее подготовку, руководство ОЗКБКО удостоено Почетной грамоты Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, а группа работников ОЗКБКО (в том числе и Г.А. Якушкин) награждены грамотами Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Как выяснилось, конструкторы и инженеры Орехово-Зуевского СКБ начали заниматься разработкой и испытанием кислородных аппаратов для альпинистов почти за десять лет до начала первой экспедиции на Эверест, в 1973 году. Об этом свидетельствуют утвержденный главным конструктором СКБ «Протокол № 81 заводских лабораторных испытаний доработанного кислородного аппарата альпиниста АКА-4» (от 4 июня 1975-го), предназначенного для обеспечения кислородным питанием альпинистов до высоты 9 тысяч метров, в архиве предприятия также есть документ за подписью и.о. руководителя СКБ В.В. Каменского «Протокол № 168 лабораторных испытаний кислородного ингалятора «Альпинист» (от 17 августа 1973-го), предназначенного для обеспечения кислородом альпинистов. Протокол согласован с начальником экспедиции А.В. Севастьяновым.

Конструкторы нашего СКБ под руководством главного конструктора П.А. Корнилова (1938-2011) продолжали работать по этой теме и в 1990-е годы, чему тоже имеется документальное подтверждение — «Протокол № 120 лабораторных испытаний регуляторов АКА-7 и АКА-7 А» (от 20.02.1992), предназначенных для питания кислородом альпинистов в условиях высокогорья до высоты 9 тысяч метров.

В год столетия П.И. Зимы — в 2011 году — коллектив КАМПО вместе с родными и близкими конструктора, ветеранами космонавтики и авиации НПП «Звезда», а также общественностью города широко отметили юбилей бывшего лидера предприятия. В честь него установлена мемориальная доска на стене доме № 2 на улице Гагарина. Здесь Павел Иванович жил с семьей более полувека, начиная с военных 1940-х. В квартире главного конструктора нередко бывали известные космонавты, среди них Алексей Леонов, Павел Попович, Петр Климук и Юрий Романенко.

На торжественном открытии мемориальной доски.jpg мемориальная доска в честь П.И. Зимы на здании дома № 2 по ул. Гагарина.jpg

В торжественном митинге, посвященном памяти конструктора, приняли участие представители Правительства Московской области, руководство местной администрации, Совета депутатов, летчик-космонавт, герой России Юрий Гидзенко (земляк П.И. Зимы, трижды побывал в космосе), представитель департамента Гособоронзаказа ВМФ Сергей Никонов (за 30 лет службы Никоновым главным водолазным врачом на ВМФ не было ни одной аварийной ситуации, связанной с отказом техники, выпускаемой ОАО «КАМПО»).

Супруга Елена Васильевна работала в Орехово-Зуевском конструкторском бюро. Дети главного конструктора Александр Павлович и Татьяна Павловна пошли по стопам отца — стали конструкторами НПП «Звезда».

По приглашению руководства в 2012 году на КАМПО побывали ближайшие родственники Зимы: его дочь Татьяна Павловна, вдова сына Александра Павловича Ирина Евгеньевна, внуки Павла Ивановича Сергей и Алексей. Во время проведения торжественного открытия мемориальной доски у них возникло желание побывать на производстве и внести вклад в пополнение экспозиции замечательного музея КАМПО: привезли награды, подлинники документов, фотографий с дарственными надписями космонавта Алексея Леонова и выдающегося авиаконструктора Андрея Туполева.

Мемориальная доска, открытая в честь выдающегося конструктора на доме, где он жил, стала первым шагом к достойному увековечению памяти подвижника. Затем ближайший проезд назвали в его честь.

Работа для П.И. Зимы в КБКО всегда была главным, он буквально жил ею. Очень трудными оказались для него, как и для всей страны, годы Великой Отечественной войны, а золотая пора пришлась на 1950-1960-е годы, когда в Советском Союзе создавалась новейшая пожарная, медицинская, авиационная и космическая техника.Павла Ивановича не стало 2 мая 1994 года, а первая публикация в СМИ о его родном конструкторском бюро появилась с разрешения руководства только в 1995 году, в «Орехово-Зуевской правде», а затем — и в областной прессе (автор этих публикаций — ваш покорный слуга). Акционирование родного предприятия произошло уже при жизни Павла Ивановича, и он очень переживал за его дальнейшую судьбу.

Евгений Голоднов

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»