Морозовский клуб: архитектор модерна в Орехово-Зуеве Александр Галецкий

Морозовский клуб: архитектор модерна в Орехово-Зуеве Александр Галецкий

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения известного архитектора Александра Антоновича Галецкого (1872 год — после 1926 года), имя которого связано с морозовскими постройками во Владимирской губернии. Биографию архитектора Галецкого рассказывает краевед, участник Морозовского клуба Александра Бирюкова

О жизни А.А. Галецкого известно немного. Из прошения его матери, поданного во время поступления Александра в вольные посетители Императорского Строгановского училища в январе 1887 года, можно узнать только то, что Галецкие — дворяне, а его отец — подпоручик. Из Строгановского училища Александр выбыл 18 сентября 1894 года, получив золотую медаль по архитектуре и серебряную — по рисованию. С 1894 по 1898 год он учился в Императорской Академии художеств, в мастерской А.Н. Померанцева, которую закончил с малой серебряной медалью за дипломный проект Великокняжеского дворца и получил звание художника-архитектора. Недолгое время служил архитектором Донецко-Юрьевских металлургических заводов.

К 1900 году судьба свела Галецкого с известным архитектором модерна Ф.О. Шехтелем. Вместе с ним он принимал участие в проектировании гостиницы «Боярский двор» в Москве (Старая площадь), особняка и флигеля А.И. Дерожинской-Зиминой (Москва, Кропоткинский переулок), перестройке здания театра в Камергерском переулке под размещение МХТ и др.

А.А. Галецкий проектировал храм в селе Ламишино Звенигородского уезда (1902 год), перестроил особняк городской усадьбы Д.Ф. Беляева в Рюмином переулке Москвы (1902 год), выстроил дачу А.Ф. Витова под Костромой (1901-1902 годы), особняк И.Д. Бурылина в Иваново-Вознесенске (1913 год) и др.

image1.jpg

qrcode.37.ru/heritage/qr_code/dom-osobnyak/

Особняк И.Д. Бурылина в Иваново

Модерн стал его основным и любимым стилем. Возможно, что во время работы Галецкого на перестройке здания МХТ, он был замечен Саввой Тимофеевичем Морозовым, или его рекомендовал сам Ф. Шехтель. Так Александр Антонович становится фабричным архитектором местечка Никольское. Первое, что возводит А. Галецкий на мануфактуре, — это комплекс зданий санатория для легочных больных на 20 человек при станции Усад в сосновой роще, называемой Марьиной.

3.jpg

Главное здание санатория в Усаде (фото конца XX века)

Санаторий был небольшой: двухэтажный жилой корпус из красного кирпича с обрамлением окон и дверей белой штукатуркой, украшениями из металлических труб, а также деревянные одноэтажные флигель и домик-кухня с квартирой смотрителя (что и сейчас можно увидеть), погреба, навесы, баня-прачечная, санаторные коровники (не сохранились). Строение возведено на пожертвования М.Ф. Морозовой. Санаторий открыт в 1904 году, его первыми обитателями стали больные и раненые воины, привезенные с фронта русско-японской войны.

Следующее задание Галецкого — проект новой больницы. В Никольском возводится великолепный комплекс зданий в стиле московского модерна (ныне это Первая городская больница). Основные корпуса выстроены из неоштукатуренного красного кирпича, а аппликативные штукатурные обрамления окон и дверей выполнены белым цветом. Центр комплекса — протяженная Т-образная в плане постройка, увенчанная четырехгранным стеклянным куполом над центральной лестницей, завершающимся декоративным гребнем из пучков треугольных металлических спиралей. Еще два стеклянных купола располагались над лестницами в отделениях. В комплекс входили родильный приют, два трех- и четырехэтажных дома для жилья врачей и фельдшеров, кухня, прачечная, а также деревянные здания лаборатории, инфекционного отделения, здание для карет скорой помощи и пр. Все это было выстроено в едином архитектурном ансамбле. Многое сохранилось и используется в наше время. А. Галецкий использовал самые современные наработки в создании вентиляции, освещения и др. Открытие новой морозовской больницы состоялось в 1904-1906 годах.

4.jpg 44.jpg

В состав этого комплекса входит и стоящая отдельно больничная часовня (ныне храм блаженной Ксении Петербургской). Она похожа на храмы русского Севера, однако отдельные ее детали — обрамление окон, отделка закомар, решетки на окнах и др. — имеют характерные признаки московского модерна.

444.jpg

Еще одно творение А.А. Галецкого в Никольском — Зимний театр, построенный в стиле модерна. Сейчас отреставрированному фасаду вернули его первоначальный облик с волнообразной верхней кромкой. Театр сделан из красного кирпича, на фасадах есть отделка из побеленной штукатурки окон, ниш и цоколя. В строительстве использовалось много металла, в том числе ажурные металлические переплеты окон лестничных пролетов и чугунные лестницы. Галецкий использовал новейшие системы вентиляции и отопления, а механическая и электрическая части сцены аналогичны мхатовским в Камергерском переулке.

5.jpg

Театр строился в основном на пожертвования Сергея Тимофеевича и Марии Федоровны Морозовых, лишь небольшие расходы понесла Московская контора Товарищества. Открыт в декабре 1911 года, хотя строительство началось еще в 1904 году.

Зимний театр и комплекс морозовских зданий Первой городской больницы признаны объектами культурного наследия.

Еще один проект выполнил А.А. Галецкий для С.Т. Морозова, за который фабрикант не успел расплатиться: в конце 1904 года Савва Тимофеевич заказал архитектору проект постройки большого театра в Петербурге. А.А. Галецкий сделал первоначальный эскиз по его личным указаниям. Морозов дал план земельного участка, на котором должна была располагаться проектируемая постройка, и попросил приспособить эскиз к этому месту, разработать во всех подробностях, а также составить смету сооружения здания.

6.jpg

Чертеж фасада театра в Санкт-Петербурге

Театр предназначался для труппы, в которой играла бы М.Ф. Андреева — любимая женщина С.Т. Морозова, оставившая к этому времени МХТ. Труппу предполагалось составить из трупп Комиссаржевской, Незлобина и Московского художественного театра. Некоторые спектакли должен был ставить К.С. Станиславский.

Галецкий выполнил работу в начале января 1905 года, планы были тотчас же отправлены в Петербургскую городскую управу для получения разрешения постройки. Однако в том же году Морозова не стало. Театр не был построен. Предприниматель передал Галецкому в счет гонорара только 300 рублей для вознаграждения чертежников. Основную сумму за проект после судебных разбирательств по иску Галецкого к вдове и наследникам выплатила З.Г. Рейнбот-Резвая (бывшая жена Морозова) только в 1916 году.

В ноябре 1906 года А.А. Галецкий подал прошение и был зачислен на освободившуюся вакансию архитектора в Императорское Строгановское училище. В это время он принимает участие в пристройке к музейному корпусу домов Строгановского училища, постройке особняка В.В. Правдиной (Москва, Садово-Сухаревская улица), перестройке Интернационального театра (бывший «Парадиз», ныне — имени Маяковского, Москва, Большая Никитская улица), возводит корпус фабрики Товарищества Носовых (Москва, Малая Семеновская улица) и др.

777.jpg

Театр «Парадиз»

Последние имеющиеся сведения говорят, что Александр Антонович Галецкий в 1926 году работал в Мосрекламе. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Использованные материалы:

  • РГАЛИ, ф. 680, оп. 2, д. 738; ф. 677, оп. 1, д. 1867;
  • ГАВО, ф. 40, оп. 1, д. 19959;
  • Нащокина М.В. «Архитекторы русского модерна. Творческие портреты»;
  • ЦГА г. Москва, ф. 342, оп. 3, д. 892; ф. 142, оп. 6, д. 3278.
Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»