Летопись ореховского футбола: «черный» четверг 27 мая

Летопись ореховского футбола: «черный» четверг 27 мая

Чемпионат 2004 года «Знамя труда» начало уже в третьем дивизионе, или, как его еще называют, любительской футбольной лиге. Так низко в футбольной иерархии команда еще не опускалась. В первом туре ореховозуевцы уступили в гостях сильной команде «Истры» — 1:2, а во втором убедительно переиграли дома дублеров подольского «Витязя» — 5:1. В четвертом часу дня 27 мая пазик, в котором находилось 18 игроков команды «Знамя труда», выехал из Орехово-Зуева в Щелково на матч со «Звездой — СК ЖДВ». Когда автобус проезжал мимо деревни Ожерелки, на него со встречной полосы на огромной скорости вылетел контейнеровоз Volvo. Фура начала резко тормозить, а многотонный контейнер, в котором находились несколько тонн цианида натрия, сорвался с прицепа и упал на крышу автобуса. Переднюю часть пазика буквально сплющило. Все, кто сидел здесь, погибли на месте. Настоящий ад!

Стадион «Знамя труда» 29 мая 2004 года. Похороны футболистов команды

На помощь сбежались все, кто был поблизости, многих ребят придавило искореженным металлом. Еще до приезда скорой и спасателей несколько человек удалось извлечь через разбитые окна. Их положили на землю, успокаивали. Все, кто мог, пытались оказать им первую помощь, останавливали кровь. А потом приехали врачи. Чтобы вытащить раненых футболистов, спасателям пришлось несколько раз разрезать металлический корпус. Раненые ребята стонали, но, несмотря на боль (у многих были тяжелые травмы головы, конечностей и позвоночника), держались из последних сил. Через полчаса спасатели вытащили всех живых. С места аварии пострадавших отвезли в две ближайшие больницы. В Павловский Посад доставлены в реанимацию в тяжелом состоянии главный тренер Вадим Хныкин, в травматологию — футболист Игорь Трифонов. Остальные семеро: игроки Иван Дьяков, Александр Тынянов-младший, Сергей Тарасов, Андрей Шагаров, Иван Нестеров, Дмитрий Свитавский, врач команды Владимир Низовцев и администратор Алексей Соколов-младший — госпитализированы в Первую советскую больницу Орехово-Зуева. Из погибших, по словам очевидцев, только три тела удалось извлечь из автобуса в более-менее необезображенном виде. Мгновенная смерть настигла футболистов Павла Сухова, Александра Тынянова, Романа Бусурина, Владимира Тутикова, генерального директора Дмитрия Смирнова, начальника команды Бориса Пашкова, ветерана орехово-зуевского футбола Василия Чавкина и водителя команды Александра Мамонтова. Через три дня не стало Вадима Хныкина.

2.jpg

Тот самый контейнеровоз

3.jpg

И тот самый пазик

Ярославе Таньковой удалось выяснить некоторые подробности тех дней.

С самого утра у Александра Тынянова было плохое настроение, не хотел ехать на игру, все курил на кухне не переставая...

«Золотой был парень, — плакал пожилой тесть Владимир Милутко. — Как за родным отцом, за мной ухаживал. Вся жизнь для него была — футбол. Не пил совершенно — даже на свадьбе, помню, сто грамм не выпил: готовился к матчу».

Своего сына — Александра Тынянова-младшего — капитан в том году тоже привел в «Знамя труда». Парень с шестого класса ездил в Москву, в футбольную школу «Локомотива»: в пять утра уезжал, затемно — домой. Был даже капитаном одной из юношеских команд. В 2004 году на семейном совете отец настоял: последний класс в школе, нужно больше времени уделять учебе, пусть сын поиграет в городской команде.

5.png

На месте трагедии глава города Василий Кудинов (справа) и депутат Московской областной думы Владимир Савин

Душа коллектива, ее мотор, полузащитник Павел Сухов опаздывал в тот день на игру. Обычно вместе с Тыняновыми они подсаживались в клубный автобус у Парковского перекрестка. А тогда, задержавшись дома, он спешил к назначенному месту. По дороге ему встретилась семья Басовых, где отец на своем авто тоже отправлялся на игру и предложил забрать Павла с собой.

«Нет, я все же побегу на автобус, — отказался Павел. — Заодно, чтобы не беспокоились, скажу, что Антон и Вася Черкасов едут вместе с Вами».

Через полчаса Паши не стало.

Дмитрий Смирнов и Борис Пашков редко ездили в автобусе. Зачем занимать места, если есть машина? Тем более они были одной семьей: Смирнов — зять Пашкова. Надо же было, чтобы 27 мая оба решили сесть в автобус. Так Наталья Смирнова потеряла мужа и отца, а ее 12-летняя дочь Вика — папу и дедушку. Все называли Дмитрия «головой и сердцем» клуба.

Роман Бусурин за минуту до трагедии поменялся местами с Иваном Нестеровым. Судьба изменила ему впервые. Самый перспективный из всех, Ромка был общим любимчиком. Девчонки за ним бегали. Соседи хвастались, что живут с ним в одном доме. Родители и сестра гордились. Он любил говорить: «Моя судьба будет такой, как я захочу. Я везучий!»

Нападающий Владимир Тутиков приехал в Подмосковье из Ставропольского края. Обзавелся семьей. Предсезонную подготовку прошел в егорьевском «Сатурне».

«Мы временно отдали его в аренду ореховцам, — рассказывает президент егорьевского клуба Константин Штыков. — На днях собирались вернуть в клуб, сообщили Володе об этом. Он заметно повеселел. Все-таки мы играем во втором дивизионе, турнире повыше рангом. Не успел вернуться...»

Местная спортивная легенда, мастер спорта Василий Чавкин ходил на все домашние игры родной команды. На выезды не отваживался — плохо себя чувствовал. После нескольких лет сидения дома 27 мая он поехал с командой. Его воодушевила хорошая игра земляков в последнем матча с дублерами «Витязя». Погиб тот самый Чавкин, который в 1962 году вместе с командой городка Орехово-Зуево вышел в финал кубка СССР!

«Особенно долго не могли «собрать» тело водителя Александра Мамонтова, первого принявшего на себя удар злополучного контейнера — говорят охранники больницы. — Во время удара его смяло до неузнаваемости, для установления личности пришлось вызывать экспертов».

Через три дня в больнице умер Вадим Хныкин. Ему вырезали лопнувшую селезенку, зашили разорванное легкое... Не умирал. Говорят, жену ждал. В воскресенье ее пустили к нему, сказали: «Поговорите. Приборы показывают, он все слышит и понимает». А после ее ухода Вадим впал в кому и, не приходя в сознание, в тот же день умер.

4.jpg

Вадим Хныкин на своем обычном месте в том самом пазике

В городе был объявлен траур. Среди череды дождливых дней в Орехове солнце тогда выглянуло лишь два раза — на день смерти команды и на день похорон. На стадионе выставили шесть гробов. Прощаться пришли тысячи. «На футбол столько не ходит», — вспоминают работники клуба. Некоторые гробы были закрыты, так изуродовала парней смерть.

«А Володя Тутиков женился всего несколько месяцев назад, — тихо переговариваются женщины. — Родители его в Ставрополе, жена — в Егорьевске. Еле уговорили ее похоронить мужа в Ставрополе. «Ты ж все равно оклемаешься, выйдешь снова замуж. А родители до конца дней за могилкой ходить будут. Александра Мамонова похоронят дома в Муроме, а Вадима Хныкина — в Мытищах».

После отпевания тела погибших обносят вокруг футбольного поля. Траурный круг почета... Народ с трибуны хочет присоединиться к процессии. На пути — милицейский кордон. «Да пропустите же попрощаться с Пашей... Я знал Василия Ильича с детских лет... Дайте возложить цветы...», — звучат голоса. Милицейский полковник, скрепя сердце, дает отмашку подчиненным бойцам: «Пропустите». Братской могилы не будет. Катафалки разъезжаются по разным кладбищам. На трибунах остались только выжившие футболисты.

«Мы не знали, что семьям говорить, поэтому ни к кому не пошли», — говорит Антон Басов.

На месте трагедии еще долго будет сноп гвоздик и несколько траурных венков. На дороге никак не хотело стираться черное кружево тормозных путей. Вытоптанная трава была усеяна шприцами от вколотых обезболивающих. Отец погибшего Дмитрия Смирнова, возложив сюда цветы, нашел выпавшие у сына из кармана ключи от квартиры и гаража. Один ключ был закручен винтом, другой - согнут пополам. Здесь много чего находят. На цветы сложены оставшиеся после аварии бутсы погибших, вратарская перчатка, выдранный с корнем ключ зажигания, обложка от кассеты... Еще долго на этом месте будет стоять водка в пластмассовом стакане и несколько сигарет, как на могилах бойцов. Еще долго, проезжая мимо, водители будут сигналить, отдавая дань памяти нашим ребятам.

6.png

Проводятся следственные действия

Продолжение следует

Игорь Пелёвин

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»