Летопись ореховского футбола: Андрей Шагаров. Третье пришествие

Летопись ореховского футбола: Андрей Шагаров. Третье пришествие

Футбольное будущее маленькому Андрюше Шагарову предрек известный футболист «Знамени труда» куровчанин Юрий Балашов. Родители шестилетнего мальчика переезжали с Пролетарки в центр Куровского. Когда переносили мебель и вещи, Андрей взялся нести самое для него дорогое — футбольный мяч. В незнакомом подъезде малыш потерялся, а из соседней квартиры вышел высокий, стройным мужчина. «Чего ты плачешь? Никак наш новый сосед? — заулыбался незнакомец. — Что с мячом дружишь — это хорошо. Ты будешь играть в большой футбол. Помяни мое слово, играть тебе за «Знамя труда»

Андрей Шагаров — гол в ворота Рината Дасаева

С тех пор Андрей мечтал только о том, чтобы попасть в главную команду района. С утра до вечера он пропадал на футбольном поле. Гонял мяч и с ровесниками, и с мужиками. Сколько раз мать загоняла его домой — хоть пообедал бы. А работники стадиона буквально выпроваживали шустрого пацана с поля, когда уже темнело. Не забыл знакомство с Шагаровым и Юрий Балашов. Футбольный кумир молодежи пристально наблюдал за спортивными успехами Андрея. К тому времени двадцатилетний Балашов уже два года играл за местный «Труд» и показывал суперрезультативный футбол. Пришло время, и он рассказал своему другу, начальнику команды «Знамя труда» Анатолию Пименову, о перспективном юноше. К бомбардиру из Куровского стали присматриваться. Зимой 1988 года в ходе подготовки к новому сезону «Знамя труда» проводило в Куровском спарринг с местным «Трудом». Как и положено, более маститая команда забила любителям пять мячей, но и свои не уберегла от «пробоин».

Шагаров вспоминает: «В том матче в воротах соперника стоял Ахмед Енгуразов. В одном из эпизодов мне в центр с левого фланга последовала верховая передача. Еще до линии штрафной я принял ее на грудь, и с разворота в лет пробил и попал в самую «девятку». А потом я заработал пенальти. Хоть мы и проиграли — 2:5, после матча главный тренер «Знамени труда» Александр Борисенков пригласил меня тренироваться с командой. В сезоне 1989 года я был уже полноправным «знаменцем». Играя рядом с Гильмановым, Ветровым и другими корифеями, мы, молодые, быстро росли. Я, как правило, выходил на замену: выпускали в нападение в пару с Игорем Пименовым, а Раис Гильманов отходил чуть назад и пытался снабжать нас острыми передачами. С тех пор мы с Игорем настолько сдружились, что дружба и с годами не меркнет».

2.png

Дуэт Андрей Шагаров — Игорь Пименов. В каких бы командах они не выступали, всегда представляли для соперника грозную силу

Отыграл Шагаров и следующий сезон в «Знамени труда» с Владимиром Михайловым. Был Андрей в составе текстильщиков и при Евгении Жучкове. В первом круге сыграл 11 матчей, забивал.

«Воспоминания о сезоне 1991 года у меня из разряда неприятных, — вспоминал свои взаимоотношения с наставником Андрей. — В Москве в матче 12-го тура со «Звездой» («Траско») 5 июня мне сломали ногу. Необходимо было время на восстановление. Через 12 дней, в мой день рождения, мне объявили, что Жучков не будет ждать выздоровления и берет вместо меня в команду Минабутдинова. Я должен искать себе новое место работы. Через две недели я уже был готов выходить на поле. Мне предложили продолжить карьеру в коломенской «Оке». Как раз в это время ко мне в Куровское какой-то странный дядька приехал, без зуба, все время с матерком разговаривает, как видно, из категории «малиновых пиджаков», с просьбой сыграть в Воскресенске за любителей «Виктор-Гигант» с Липецком. Приехал, два гола забил, хотя мы и «сгорели» — 2:3, но, видимо, отыграл неплохо. Опять подходит этот «новый русский»: «Слышь, переходи к нам, деньгами не обижу, забьешь до конца первенства 10 мячей — дам машину и квартиру. Осталось восемь — думай два дня». Я выбрал Коломну. Все-таки вторая лига, а не любители. Только потом я узнал, что приглашал меня хозяин команды Виктор Дрожжин. Кстати, в том сезоне воскресенцы выиграли любительское первенство, и все, что он обещал ребятам, сделал. В том числе машины и квартиры. А я два сезона провел в «Оке». Забивал. И в конце 1992 года Вадик Ястребков позвонил и сказал, что Жучков приглашает на разговор. Приехал. Евгений Иванович похвалил: «Андрей, ты своей игрой все доказал, молодец, — возвращайся в «Знамя труда». На предсезонку 1993 года я поехал с ореховской командой. Правда, главным тренером был уже Владимир Ермичев. На тренировке наш «терминатор» Саша Катасонов упал мне на колено, нога опухла. На следующий день играли контрольный матч с владимирским «Торпедо», я — в запасе. При счете 1:4 Ермичев приказывает мне выйти на поле. Говорю, что ногу толком развернуть не могу. Но с тренером не поспоришь. Отыграл последние 10-15 минут. А на разборе проигранной со счетом 1:5 игры услышал, что игру проиграли из-за Шагарова! Так я во второй раз покинул орехово-зуевскую команду. Позвонил Виктору Дрожжину, тот сразу же предложил контракт в Воскресенске, дал большие подъемные, да и зарплату установил в три раза выше, чем в ФК «Орехово». Со сборов команды со мной в «Виктор-Гигант» отправились еще два футболиста — Сергей Попов и Александр Кузнецов. Это рязанские ребята, готовившиеся к сезону с Ермичевым».

До тридцатилетнего возраста меньше десяти голов за сезон Шагаров не забивал. И только на склоне своей карьеры его результативность упала, но он стал брать на себя диспетчерские функции и все также был эффективен в командных взаимодействиях. В 2003 году 35-летнему Андрею Шагарову электростальский «Космос» устроил прощальный матч и проводил его из большого футбола на заслуженный отдых.

Но зимой позвонил Павел Сухов:

— Давай помоги нам вернуться в профессиональную лигу.

— Да я вроде бы уже закончил с футболом.

— Тынянов будет в воротах, я в полузащите, а впереди ты и Ваня Нестеров.

3.jpg

Вернуться в «Знамя труда» Андрея уговорил Павел Сухов (справа)

«Павлу в результате разговора удалось меня уговорить, — вспоминает Шагаров. — И зарплату обещали как ведущему игроку. Но когда я появился на весенних сборах, Хныкин и Соколов, руководившие командой, установили мне самую маленькую зарплату как новичку. Правда, после удачно проведенных контрольных матчей подняли ее незначительно. Но раз я дал слово ребятам играть за «Знамя труда», отступать было нельзя — здесь я начинал, здесь и закончу. Так состоялось мое третье пришествие в орехово-зуевскую команду. После победы дома над «Витязем» предстояла поездка в Щелково. Был солнечный день. Мы собрались на стадионе «Торпедо» и поехали. Я, как всегда, занял место в хвосте автобуса. Обычно в поездке засыпаю, заснул и в этот раз. Как показалось, пришел в себя в больничной палате. Стоят рядом мои друзья, с кем долгое время играл в футбол. Говорю им: «Что это вы ходите ко мне тройками? Только что заходили Тынян, Пашка, Бусура, стояли тут, улыбались, теперь вы заявились хмурые. Хотел поздороваться с ними — рука в гипсе. Спрашиваю: «На игре руку сломал?» Молчат. Очнулся, потеряв чувство времени, в реанимации. В мозгу мелькнула картина, что стою на обочине дороги (видно как-то сам выбрался из покореженного автобуса), изо рта льется кровь, и я теряю сознание. Оказалось, от удара о стойку в автобусе у меня поломаны все ребра, пробиты легкие, двойной перелом руки и позвоночника. Что команда разбилась, только через сутки мне сообщил тесть Саши Тынянова. Понял, что видел ребят в своем воображении, когда сам находился между жизнью и смертью. Видно, на все воля божья. Он распорядился так, что кого-то оставил на грешной земле, а кого-то забрал в мир иной. Болельщики и часть ребят добиралась на игру на своих машинах. Пашке Сухову предложили место в одной из них. Но он решил ехать со всеми в пазике. Передо мной сидел Ромка Бусурин. За пять минут до трагедии он поменялся местами с Иваном Нестеровым. С нами в команде играл парень из Тамбова Дмитрий Свитавский. Буквально за день до той злополучной поездки он делился со мной, что его зовут в родной город, обещают сделать операцию на колене, которую «Знамя труда» оплатить не в силах. И Дима уже принял решение, что после игры в Щелково он возвращается в тамбовский «Спартак». В результате аварии у него произошло девять кровоизлияний в мозг, и сейчас он инвалид. А я вот выкарабкался и сейчас тренирую детей в родном Куровском».

Восстановившись, Андрей Шагаров несколько лет проработал тренером в училище олимпийского резерва в Егорьевске. А в 2013 году в возрасте 47 лет вместе со своими воспитанниками из «Мастер-Сатурна» провел три матча в любительской футбольной лиге России и, как в молодости, забил в них два мяча соперникам.

Продолжение следует

Игорь Пелёвин

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»