Краеведение: влияние Морозовых на творчество и судьбу архитектора Федора Шехтеля

Краеведение: влияние Морозовых на творчество и судьбу архитектора Федора Шехтеля

О роли, которую сыграло семейство Морозовых в профессиональной карьере и личной жизни знаменитого российского архитектора Федора Шехтеля, рассказала на Морозовском форуме в Орехово-Зуеве экскурсовод, член исследовательской секции Архнадзора (Москва) Ирина Борисовна Левина

Семья Морозовых сыграла огромную роль в творческой судьбе архитектора Федора (Франца) Осиповича Шехтеля. Он происходил из семьи баварских немцев, переселившихся в саратовские степи при императрице Екатерине II. Семья архитектора, когда он родился в 1859 году, была богата. Но к тому времени, когда Франц подрос и должен был учиться, она оказалась полностью разорена.

В 1867 году умер отец Осип Шехтель, и мать Дарья Карловна, пристроив детей с помощью родственников, кого в школы, кого на усыновление, вынуждена поступить к Третьяковым в экономки. Молодого Франца первые годы сиротства поддерживал Тимофей Ефимович Жегин, женатый на кузине Шехтеля. Он платил за его обучение в Саратовской гимназии. Но со смертью Т.Е. Жегина Шехтелю пришлось пойти «казеннокоштным» воспитанником Приготовительного училища местной Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии, он окончил заведение в 1875 году и переехал к матери в Москву. В семье Третьяковых Шехтель встретил их зятя архитектора А.С. Каминского, который разглядел в юноше талант рисовальщика и взял к себе в мастерскую. Молодой Франц лихо рисовал презентационные рисунки для утверждения в управах и строительных ведомствах.

Одновременно с работой у Каминского в 1876 году Франц поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение к архитектору Д.Н. Чичагову. Шехтель учился вместе с Николаем Чеховым и через него познакомился и подружился с А.П. Чеховым, который привлек его к иллюстративным работам в издательствах и журналах. В 1878 году заболела мать, и Шехтель был вынужден уйти из училища, не окончив третьего курса. В результате будущий гений архитектуры остался без диплома. Следующие 10 лет Франц Осипович Шехтель много работал как театральный художник, художник-иллюстратор, рисовал меню, программки, афиши, его называли лучшим виньетистом Москвы. Шехтель продолжал работать вместе с Каминским более десяти лет — до прекращения архитектурно-проектной деятельности Каминского в 1887 году. В это время он начинает собственную архитектурную практику. Вероятно, по протекции Каминского получает крупный заказ от С.П. фон Дервиза на строительство загородной усадьбы Кирицы, потом строит дачи и загородную недвижимость еще некоторым купцам.

2.jpg

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фtдор Шехтель, 1892 год. Фотография: правдинформ.рф

Первый заказ от Морозовых поступил Шехтелю в 1892 году. Савва Тимофеевич Морозов заказал дачу в русском стиле в Киржаче, недалеко от фабрик в Орехово-Зуеве. Практически одновременно в 1892 году поступил заказ от главы старшей ветви Морозовых Викула на постройку усадьбы Одинцово-Архангельское, которое они с супругой купили в 1891 году. Там Шехтелем был построен ансамбль из главного дома в стиле ренессанса с элементами барокко в высокой части парка, от которого спускаются красивые партеры, лестницы, террасы спуска к воде и стильные службы. Главный дом получился очень выразительным, напоминающим французские или немецкие замки. Все парадные интерьеры по моде того времени были в разных стилях, с обильным применением деревянной отделки, живописи, штофных обоев и лепнины. Стиль историзма, требующий большой фантазии, был коньком Шехтеля, в прошлом театрального художника.

3.jpg

Особняк на Спиридоновке. Фото М. Федина

Поворотным в жизни Франца Шехтеля был следующий заказ — от Саввы Тимофеевича Морозова на строительство большого особняка на Спиридоновке в Москве. Для того, чтобы эта работа была построена под его именем, архитектор использовал проект для сдачи экзамена на получение документа на право производства работ и диплома архитектора. И с 1894 года он профессиональный архитектор с большим архитектурным бюро. Строительство особняка в стиле английской неоготики продолжалось почти три года и освещалось в прессе, привлекая интерес и внимание к этой постройке. Особняк конструктивно состоит из двух частей, в поперечном улице одноэтажном объеме проектируется парадная зона, которая уходит вглубь участка, а в объеме, выходящем на улицу, проектируются анфилады личных покоев. Как принято у старообрядцев, первый этаж — женский и детский, второй — мужской. И если общий стиль фасадов и входного холла и лестниц — готика, то остальные залы, гостиные и комнаты оформлены в разных стилях. Великолепный белый классический зал с хорами, рокайльная гостиная, средневековая столовая и т.д. Каждую деталь, будь то деревянная панель, мебель, рисунки обоев, витражи, ручки, светильники, Шехтель заказывал по своим рисункам. Было сделано больше 800 листов проекта.

В это время Шехтель начал проектировать особняки со смыслом и философскими идеями. Главной в особняке С.Т. Морозова он вольно или невольно сделал тему искушения. Всех попадающих в парадный вход особняка встречала лестница с бронзовыми перилами, изображающими битву собаки со змеями. Змеи, обвивающие светильники, с каждой стороны заканчивали перила лестницы, а в рисунок перил была заключена нападающая на них собака.

4.jpg

Лестница в особняке на Спиридоновке. Фото Е. Левичевой

Собака защищала от искушения хозяев и их гостей. Другая лестница вела на второй, мужской, этаж, ее уступ украшает скульптурная композиция «Роберт и монахини», изображающая рыцаря Бертрама, совращаемого безумными монашками, сюжет очень популярной тогда оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол».

5.jpg

Очень скоро после новоселья в этом доме Савва Тимофеевич увлекся МХАТом и актрисой М.Ф. Андреевой. Поневоле задумаешься, а не напророчил ли Шехтель судьбу хозяевам особняка.

Заказ позволил архитектору купить землю в центре Москвы, у Патриарших прудов, и построить свой первый московский особняк. С этого момента Шехтель очень состоятельный человек. Его приняли в Московское архитектурное общество. В 1896 году он стал преподавать в Строгановском училище.

6.jpg

Фото из книги «Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве», М., 2010 год

Одновременно с этим заказом в 1895 году Франц Шехтель получил заказ от племянников Саввы Тимофеевича — Викуловичей. Он выполнял большой заказ Алексея Викуловича на переоформление родительского особняка в Введенском, теперь Подсосенском переулке, построенного архитектором М.Н. Чичаговым в 1879 году. Второй этаж с парадными комнатами Алексей Викулович сделал выставочным для своих коллекций. А первый поручил Шехтелю сделать для себя жилым. Архитектор заново оформил входной холл, сделав его парафразом египетского холла особняка Михаила Абрамовича Морозова на Смоленском бульваре. Кроме холла архитектор разместил на первом этаже столовую в русском стиле и невероятной красоты кабинет, библиотеку и гостиную Алексея Викуловича в левом крыле. Кабинет в два света был сделан в стиле французской пламенеющей готики, элементы декоративного убранство которого перекликались с готическим холлом особняка Саввы Тимофеевича. Например, на стенах были такие же, как на стенах холла у Саввы Тимофеевича, символы — короны с коробочками хлопка на концах и геральдические орлы. У Саввы они были на королевском синем фоне, а у Алексея Викуловича — на королевском зеленом.

В кабинете одно из главных мест занимает лестница, ведущая на второй этаж в библиотеку. Ее сторожит гном с книжкой, на раскрытой странице написано: «Жизнь коротка — искусство вечно» — из «Фауста» Гете. На ту же тему Врубель написал стенные панно для этого кабинета. Дорогу в библиотеку, к знаниям, сторожит не только гном, но и дракон — своеобразный змей искуситель — на уступе лестницы. С большим изяществом была выполнена библиотека в средневековом голландском стиле, со столом с секретом. И шедевр Шехтеля в стиле рококо — гостиная со старинными французскими гобеленами.

Для Сергея Викуловича Шехтель полностью перестроил старинные палаты во дворе той же усадьбы в Подсосенском.

Одновременно в 1895 году Ф.О. Шехтеля пригласил и Иван Викулович Морозов построить ему дачу с конюшнями на приобретенном участке в Петровском парке и немного переоформить интерьеры купленного дома в Леонтьевском переулке.

В 1900 году Ф.О. Шехтеля опять приглашает Савва Тимофеевич Морозов поработать во вновь купленной им усадьбе Покровское-Рубцово. Шехтель пристраивает новый одноэтажный объем, соединяющий флигель с главным домом. В этих помещениях устраивает парадный холл с чугунной лестницей и комнаты для гостей, а также заново оформляет интерьеры главного дома.

В 1909 году Ф.О. Шехтель получил еще один заказ от Морозовых. Супруга Федора Геннадиевича Карпова — сына Анны Тимофеевны Карповой — (Морозовой) Маргарита Давыдовна Морозова, дочь Давыда Абрамовича Морозова, заказала переделку интерьеров родового особняка Карповых на Большой Ордынке (дом № 41).

В том же году Шехтель получил последний архитектурный заказ от Морозовых. Зинаида Григорьевна, будучи уже замужем за генералом А.А. Рейнботом, купила имение Горки и заказала перестройку главного дома, флигелей, беседок и парка любимому архитектору. Усадьба была сделана с самыми последними техническими удобствами. Там было электричество, водопровод, телефон. Недаром Ленин выбрал ее для проживания в 1920-х годах. Благодаря ему она сохранилась до наших дней в полной сохранности.

Кроме домов и усадеб Морозовы заказывали Ф.О. Шехтелю оформлять их семейные могилы. В 1889 году по заказу Саввы Тимофеевича Шехтель выполнил надгробие в виде часовенного столпа в византийском стиле на могиле Тимофея Саввича на Рогожском кладбище. Участок Морозовых находится на главной аллее, и памятник-столп явился новым типом надгробных памятников у старообрядцев. До этого это были каменные саркофаги. Памятник был установлен в 1891 году, и тогда же архитектор сделал проект железной ажурной с растительным орнаментом сени надо всем немалым участком Морозовых-Тимофеевичей.

7.jpg

Фото автора

В том же 1891 году Ф.О. Шехтель начал работать над оформлением захоронений старшей ветви Морозовых — Викуловичей — на Преображенском кладбище. Им сделан скромный памятник-часовенка в византийско-русском стиле на могиле Федора. В 1897 году Алексей Викулович заказывает Шехтелю выполнить надгробие родителей Викула Елисеевича и Евдокии Никифоровны как семейного захоронения. Огромный каменный часовенный столп с могильными плитами в основании сделан из резного камня в стиле модерн с использованием стилизованного орнамента в русском стиле.

С начала архитектурной практики Шехтеля в 1890-годах и практически до Первой мировой войны две ветви Морозовых — Тимофеевичи и Викуловичи — были активными, если не главными заказчиками Ф.О. Шехтеля. До сих пор его произведения для них являются непревзойденными шедеврами, прославившими автора на века. Средства, художественный вкус Морозовых позволили развернуться фантазии и таланту архитектора в полную силу.

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»