Краеведение: старый больничный двор мануфактуры Викула Морозова

Краеведение: старый больничный двор мануфактуры Викула Морозова

Вряд ли многие помнят, что в Орехово-Зуеве было место, называемое Больничный двор. А вот на доме бывшего управляющего мануфактурой Викула Морозова С. Н. Свешникова сохранилась табличка, где этот адрес указан. Это территория бывшей 2-й городской или Центральной районной больницы, где ныне расположены кожно-венерологический и туберкулезный диспансеры. Об истории этого места рассказала краевед Александра Бирюкова

До 1917 года это место называлось пустошь Горожанка или Больничный двор «Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями в местечке Никольском». Двор сильно изменился, но история его сохранилась в фотографиях, воспоминаниях, оставшихся зданиях, на картах, хранящихся в городском историко-краеведческом музее, а также в описях мануфактуры.

Первое упоминание о больнице В. Морозова мы находим в прошении хозяина мануфактуры Владимирскому губернатору в феврале 1879 года: «В местечке Никольском под названием Сухоборской фабрики Покровского уезда имею я разные фабричные заведения, при которых в пустоши Горожанка и каменный корпус для больницы…».

Он просит разрешения построить еще деревянную двухэтажную больницу в том же месте, прикладывает изображение ее фасадов, планы здания и территории.

Второе упоминание — в отчете фабричного инспектора П.А. Пескова «Фабричный быт Владимирской губернии»: «Больница находится в уединенном месте и притом окружена очень хорошим и тенистым садом с чистыми дорожками…».

Полоски земель двух хозяев в Никольском по межам разделялись заборами. Так что и двор Горожанки обнесли забором.

О том, что на территории Больничного двора было много зелени, и о чистоте его упоминает в воспоминаниях жена главного врача больницы И.И. Чебышева. Двор больницы располагался между бывшей Никольской улицей (сейчас — Ленина), нынешней улицей С. Морозова, улицей Волкова вдоль железнодорожной линии и забором бывшего Старого ткацкого заведения С. Морозова (в советское время ткацкой фабрики № 1). На территорию двора можно было войти через ворота с Никольской улицы и со стороны железной дороги. И у тех, и у других постоянно дежурили сторожи.

2.jpg

Бывший дом управляющего фабриками С.Н. Свешникова

Если войти во двор со стороны Никольской улицы, то слева стояли три двухэтажных дома на каменных фундаментах с квартирами для служащих мануфактуры В. Морозова, а справа находилась усадьба управляющего фабриками Степана Никифоровича Свешникова. Дом стоял в глубине сада. Сам особняк, сохранившийся до наших дней, — прекрасный образец деревянной архитектуры, украшенный снаружи сложнейшей резьбой. Он стоит на каменном фундаменте, под частью дома располагался подвал, с террас (не сохранились) можно было попасть в сад. Полы в части здания были дубового паркета, перед особняком устроен фонтан. В настоящее время большая часть усадьбы забрана под дорогу.

На территории Больничного двора было два прохода, вдоль которых стояли как жилые дома, так и больничные корпуса, которые назывались бараки.

Безымянный.png

По стене, соседствующей с ткацким заведением, располагались хозяйственные постройки: сараи, погреба, курятники, коровники и т.п. Они не сохранились. В домах, расположенных на Больничном дворе, проживали не только работающие в Викуловской больнице, но и другие служащие мануфактуры, в том числе и высокостоящие.

3.jpg

Дом Угрюмова

Рядом с усадьбой Свешникова находился «дом для докторов», как он обозначен в описи, — это дом Угрюмова, поменявший прописку в Орехово-Зуеве на село Ивановское. Дом в стиле модерн, двухэтажный, бревенчатый, на каменном фундаменте, с парадными сенями и черными, с балконами, эркером и террасами в двух этажах (в советское время был несколько перестроен: удалены два балкона, террасы превращены в комнаты). Балконы и карнизы богато украшены деревянной резьбой в русском стиле. На крыше возвышалась башенка в виде конуса, завершающаяся искусной композицией из металлических лепестков. На первом этаже проживал многодетный директор Красильного заведения В. Морозова С.А. Иванов, второй этаж занимал старший, или главный, врач больницы К.А. Угрюмов.

4.jpg

Персонал больницы в 1910 году (в центре сидит К.А. Угрюмов, слева от него — М.М. Щукин, справа — доктор Курина)

Надворный советник Константин Александрович Угрюмов служил с 1886 года в Викуловской больнице, а потом во 2-й городской и вышел на пенсию в 1922 году (с какого времени он стал старшим врачом, пока неизвестно).

55.jpg

Широко участвовал в общественной жизни: был неизменным членом Комиссии по Народному гулянью господ Морозовых, почетным членом Клуба-Спорт при фабриках «В. Морозова с сыновьями», в 1906 году сменил убитого С.А. Назарова на посту председателя Особого Ореховского отдела попечительства о народной трезвости и др. В годы Первой мировой войны, когда всех врачей мобилизовали на фронт, К.А. Угрюмов работал в больнице на 200 коек вдвоем с доктором Куриной. Только спустя продолжительное время удалось найти еще двух молодых женщин-врачей М.П. Львову и В.В. Страхову. Не оставлял общественную работу и в советское время, так как в 1926 году в городе широко отметили его 40-летний юбилей медицинской и общественной деятельности.

6.jpg

Команда КСО с президентом и старшинами Клуба-Спорт (в центре в шляпе сидит С.С. Куприянов, стоит у перил лестницы К.А. Угрюмов)

Дом с жилыми квартирами, стоящий рядом, сгорел в 1963 году (на его месте выстроили здание, которое сейчас занимает кожвендиспансер). К сожалению, нет его фотографии, но он достоин упоминания из-за жильцов. Дом был деревянный, двухэтажный. В нижнем этаже в одной его половине проживала доктор Курина, а вторую половину занимал директор Ткацкого заведения В. Морозова С.С. Куприянов. Сергей Сергеевич Куприянов был избран в 1910 году вице-президентом Клуба-Спорт при фабриках Товарищества «Викула Морозова с сыновьями» и оставался им до расформирования клуба, вел большую общественную работу, с его подачи в селе Орехове создали Общество распространения образования, которое открыло мужскую гимназию, и многое другое, являлся заядлым спортсменом. Сбоку от дома им была устроена лаун-теннисная площадка, действовавшая и в советское время. На втором этаже здания располагались квартиры служащих.

Недалеко, ближе к забору, размещались три маленьких домика — инфекционные бараки. Здесь же был огород и цветники Свешникова, его оранжерея. Рядом стоял барак № 5 для больных сифилисом, в котором позже откроют отделение «ухо, горло, нос». Все это не сохранилось до наших дней.

Напротив ворот, выходящих на железнодорожную линию, был пустырь, на котором в 1912 году благодаря стараниям нового доктора И.И. Чебышева начали возводить новую хирургическую больницу — барак № 7.

Иван Иванович Чебышев, хирург, был принят на службу в Викуловскую больницу в конце 1911 года. До этого времени здесь делали только самые простые операции: вскрытие флегмоны, панариция, а других хирургических больных отправляли в Москву. Теперь же дело изменилось. Но хирургическое отделение — барак №4 — было старым и очень неудобным. И.И. Чебышеву предложили заняться открытием нового хирургического барака. Он, просмотрев массу каталогов, составил план здания, отвечающий всем правилам современной техники и в соответствии с суммой, отпущенной фабрикой для строительства.

7.jpg

Новый хирургический барак. Современный вид

Новый хирургический корпус, открытый в 1914 году, был «каменный, трехэтажный, … отопление водяное, освещение электрическое, вентиляторы, клозеты и ванны. Полы — метлахская плитка». Большая светлая операционная, в которую нагнетался теплый воздух, очищенный фланелевым фильтром, водо- и электролечебницы. Корпус открыли в 1914 году, когда И.И. Чебышев был уже на фронте. Только после возвращения Иван Иванович увидел, как выполнилась его задумка. Здесь он проработал до 1947 года, в 1922-м сменил К.А. Угрюмова на посту главного врача. В 1936 году, когда отмечалось его 25-летие работы в Орехово-Зуеве, гинекологическому отделению (Родильному дому), размещавшемуся в построенном по его плану корпусе, было присвоено его имя, на здании повесили мемориальную доску. Но как много досок у нас исчезло, да и наименований не осталось. Хорошо, что здание сохранилось и используется.

8.jpg

Дом для медицинских служащих среднего звена

Напротив него через проезд сохранился еще один бревенчатый деревянный дом в два этажа с каменным полуподвалом в стиле модерн для медицинских служащих среднего звена. Карниз и наличники украшены деревянной резьбой. Здание было начато в 1912 году и заселено в 1913-м. Рядом стоящий дом с жилыми квартирами не сохранился.

9.jpg

Бывшая баня на Горожанке, Молочная кухня

10.jpg

Современный вид бывшей бани с надстроенным этажом

А дальше стояло здание бывшей бани на Горожанке, в советские время здесь работала молочная кухня. Оно сохранилось, но было надстроено вторым этажом, контрастирующим цветом кирпича с первым.

11.jpg

Барак № 6, 1933 год — детская консультация 2-й горбольницы

По соседству с баней, на месте нынешнего рентген-отделения, стоял барак № 6 «для хроников». Одноэтажное деревянное здание с двумя террасами и входами по бокам. В 30-е годы прошлого века здесь располагалась детская консультация 2-й городской больницы.

12.jpg

Барак № 4 — терапия

13.jpg

Крыльцо терапевтического барака

Напротив барака № 6, рядом с новой хирургической больницей, стоит наполовину разрушенное (без окон, без дверей) деревянное здание 4-го барака Викуловской больницы. Наличники и двери были богато отделаны резьбой по дереву. Это терапевтическое отделение больницы. На первом этаже доктор В.В. Крылов заведовал мужским отделением, а на втором доктор медицинских наук М.М. Щукин вел женское отделение. Там же он открыл больничную лабораторию, в которой сам же и работал, так как лаборантов в штате не было. Докторскую диссертацию он защитил, работая в этом отделении на местных материалах.

Оба врача были членами Клуба-Спорт, причем уже в первый год их выбрали в старшины, вели большую общественную деятельность по пропаганде здорового образа жизни, пользе физических упражнений и т.п. Оба в 1914 году были мобилизованы на фронт, М.М. Щукин в 1915 году вернулся тяжело больным, работать уже не мог, а в 1916 году скончался. В советское время здесь также была терапия, причем в 20-х годах работал доктор А.М. Щукин, предположительно, сын Михаила Михайловича.

14.jpg

Родильный приют, 1893 год

15.jpg

Современный вид родильного приюта (сейчас тубдиспансер)

Рядом с бараком № 4 в 1893 году было выстроено каменное двухэтажное здание Родильного приюта. Открытие состоялось в 1894 году, о чем говорит дата в медальоне над входом. Оно сохранилось почти в неизменном виде (внешне), сейчас это диспансер туберкулезной больницы.

16.jpg

Старый хирургический барак № 2

Рядом с ним когда-то находился старый хирургический барак № 2, последнее время в нем работал кожно-венерологический диспансер. Здание горело, остатки его долго стояли, пока в 2020 году их не разобрали.

17.jpg

Одноэтажное здание в конце ряда — морг, ближе — двухэтажный склад больничных вещей и аптекарских принадлежностей, на первом плане — прачечная

Напротив стоят полуразрушенные каменные здания Викуловской больницы: одноэтажная покойницкая (морг) — первоначально покойницкая была деревянная, двухэтажные — склад для больничных вещей и аптекарских принадлежностей и прачечная с дезинфекционной камерой и сушилкой белья теплым воздухом. Склад пристроен к прачечной в 1912 году.

18.jpg

Больничная кухня

По той же стороне стоит полуразрушенное каменное двухэтажное здание больничной кухни, причем второй этаж был жилым. Красивое здание с разными архитектурными элементами, изуродованное вырезанным в советское время окном, располагается примерно там, где находился первый каменный корпус больницы, что позволят предположить, что он им и был.

19.jpg

Больничный двор, 1893 год. Слева на переднем плане родильный приют, деревянное здание старой хирургии, дом для служащих

20.jpg

Слева дом для служащих, справа — амбулатория, 1893 год

Напротив, рядом со старой хирургией, стояло здание с квартирами для служащих, а рядом с ним, как обозначено в описях, деревянное двухэтажное здание амбулатории. На самом деле амбулатория находилась на первом этаже, где располагались четыре врачебных кабинета, перевязочная, регистратура и «ожидальная» комната, а во втором этаже была аптека, где работал известный в Орехове аптекарь Л.В. Лесников, очень инициативный и энергичный человек.

21.jpg

Рисунок фасада деревянной больницы 1879 года

При сравнении фасада и плана этого здания с тем, что построили в 1879 году, можно увидеть полную идентичность, то есть это был тот самый деревянный корпус. Предполагаю, что в какое-то время здание горело, и второй этаж решили не восстанавливать. Это одноэтажное здание в советское время использовали как приемный покой ЦРБ, там же находилась некоторое время санитарная станция и др.

22.jpg

В советское время — приемный покой ЦРБ

Вот таким предстает Больничный двор «Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями в местечке Никольском» на границе XIX и XX веков.

Использованные материалы:

  • ЦГА г. Москва, ф. 341, оп. 2, д. 1353;
  • ГАВО, ф. 40, оп. 1, дд. 17843, 21774;
  • ОЗГИКМ, «Воспоминания Э. Чебышевой (рукопись)»; протоколы заседаний «Клуб-Спорт» при фабриках В. Морозова с сыновьями; план зданий треста «Пролетарская диктатура»;
  • Песков П.А. «Фабричный быт Владимирской губернии».

А. Бирюкова

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»