Краеведение: Орехово-Зуевскому тресту — 100 лет

Краеведение: Орехово-Зуевскому тресту — 100 лет

Промзона. Улица Моисеенко. 1928 год. Справа на переднем плане — слесарские казармы, слева — корпуса Отбельно-красильного заведения С. Морозова. Слева вдали виднеется зуевский храм. Фото из фонда ОЗГИКМ

«Крупнейший из текстильных трестов Республики — Орехово-Зуевский трест хлопчатобумажных фабрик — основан в октябре 1921 года с целью объединения работы фабрик Орехово-Зуевского района. В состав его вошли фабрики: 1) Никольская, б. Викулы и Саввы Морозовых, 2) Городищенская — Саввы Морозова, 3) Саввинская — Викулы Морозова, 4) фабр. Зиминых в Дрезне, Подгорная, Зуевская, 5) Ликинская, б. Смирнова и 6) Новинская, б. Руновых, — с оборудованием в 12 000 станков и 532 000 веретен.

За время войны и революции хозяйство этих фабрик сильно поизносилось, производительность пала и тресту чуть ли не с первых дней его организации пришлось обратить серьезное внимание на восстановление фабрик. В настоящее время идет ремонт фабричных зданий, восстановление подсобных предприятий и казарм для рабочих и служащих. Недостаток топлива заставил заняться заготовкой торфа на местах. С этой целью начата разработка торфяных болот, и в нынешнем году трест уже будет иметь до 15 миллионов пудов своего топлива.

Страшно вредно отражается на работе треста помимо разрушенности фабрики и недостатка в хорошей квалифицированной рабочей силе и недостатка сырья. Русский хлопок из Туркестанского края вывозится за последние годы в сильно засоренном виде и в далеко недостаточном количестве, что отражается как на количестве, так и на качестве вырабатываемых товаров. Благодаря этому, несмотря на прежний недостаток оборотных средств, трест вынужден покупать хлопок за границей, переплачивая и удорожая этим производимые товары.

Несмотря, однако, на массу неблагоприятных обстоятельств, правление треста сумело к началу настоящего года поставить работу настолько продуктивно, что в январе и феврале месяцах фабрики треста работали безубыточно и некоторые дали прибыль. Достигнуто это путем сокращения штатов, а главным образом, благодаря переходу работ фабрик на другие сорта. В нынешнем году правление треста надеется значительно удешевить свои товары, а также улучшить их качественно, в связи с чем главной его задачей на нынешний год является не количественное увеличение производства, а качественное улучшение вырабатываемых товаров и наивозможное их удешевление.

В настоящее время на фабриках этого треста работает до 31 000 рабочих, размещенных в поселках при фабриках.

Рабочие Орехово-Зуевского треста представляют из себя совершенно обособленную массу, живущую в фабричных казармах, имеющих свое хозяйственное оборудование вне фабрики. При фабрике имеются свои школы, театры, библиотеки, кружки, есть дом искусства и художественно-театральная студия. Вообще культурно-просветительная жизнь на фабриках треста не отстает даже от городских центров.

original.jpg

Во главе треста стоит правление из трех лиц. Председатель правления тов. Матвеев, Николай Матвеевич, — сам рабочий, текстильщик, происходит из бедной крестьянской семьи из Калязинского уезда Тверской губернии. Семилетним мальчиком Матвеев был отдан в учение из-за куска хлеба и с тех пор до самой солдатчины мыкался, переходя от сохи к сапожному верстаку, и от последнего к прилавку бакалейной лавки. Испытав все прелести хозяйских колотушек, Матвеев двенадцатилетним мальчиком попадает в Москву на фабрику Гюбнера, а затем на Московскую кружевную. Здесь его застает революция 1905 г., сознание его просыпается и он весь уходит в революционную работу, сначала в кружках на массовках, под руководством т.т. Рязанова и Дмитриева, а в следующем же году в качестве самостоятельного члена партии.

original (4).jpg

Слева напрво: А.И. Шахов — член правления треста, Н.М. Матвеев — председатель Орехово-Зуевского треста, С.Н. Рыбаков — член правления треста

В 1906 г. т. Матвеев принимает активное участие в восстании 20-й роты 4-го Заамурского ж.-д. батальона. Вся рота была арестована, судилась, большинство т.т. были приговорены к бессрочной и десятилетней каторге. При Харбинской организации партии, членом которой состоял т. Матвеев, он благополучно бежал за границу, где и прожил до 1910 г. В этом году с поручением партии группы „Вперед“ направлен в Россию, но был арестован, судился и приговорен на 3 1/2 года в дисциплинарный батальон. Прокочевав с 1910 г. более четырех лет по тюрьмам Манчжурии (Харбин, Чита и др.), в 1914 г. т. Матвеев вернулся в Москву и мобилизован. Революция застала тов. Матвеева в военных автомастерских Таврической губ. С первых же дней он избирается тов. председателя Токмакского Совета, председателем гарнизонного комитета и председателем комитета автомастерских, откуда и был делегирован на первое Совещание Советов в Петербурге. В 1918 г. тов. Матвеев прибыл в Москву и поступил работать на кружевную фабрику, но дорога ему уже была предопределена иная: немедленно он был избран председателем завкома в Московский Совет, а за тем, на съезде текстильщиков, — членом правления союза. В июле 1918 г. союз направил т. Матвеева на хозяйственную работу сначала председателем секции волокнистых веществ Моск. О. ВСНХ, а за тем и членом коллегии Моск. О. ВСНХ, с ликвид. Общ. Матвеев переходит на работу член. коллег. Центротек. и Главтекстиль. В 1919-20 г.г. т. Матвеев имел продолжительную командировку на работы по хлопководству Туркестанского края».

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»