Краеведение: об истории храма в деревне Слободище

Краеведение: об истории храма в деревне Слободище

В Орехово-Зуевском городском округе два православных старообрядческих храма, освященных во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Один из них — в Губино, другой находится в старинной деревне Слободище, известной еще в семнадцатом веке, в эпоху раскола русской православной церкви. Так же, как и в Губино, слободищенский храм строился в память об избавлении жителей от холеры

Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанская в деревне Слободище

Интересна летопись деревни-долгожителя. По преданию, здесь одно время скрывалась представительница древнего княжеского рода, староверка Болховская. Отсюда происходит знаменитый старообрядческий род купцов-благотворителей Рахмановых. Потомок Рахмановых Георгий Карпович (1873-1931), профессор Московского университета, издатель, метеоролог, основатель издательства «Научное слово», сотрудничал с историком В.О. Ключевским, лауреатом Нобелевской премии биологом И.И. Мечниковым. Слободище — родина выдающегося деятеля русского старообрядчества Ивана Аверьяновича Фортова (1842-1907), руководителя знаменитого мужского церковного хора знаменного пения богородского благотворителя А.И. Морозова. В деревне родился, вырос и уходил отсюда на фронт Герой Советского Союза Филипп Семенович Лапушкин (1925-1993).

Филипп Семёнович Лапушкин - Герой Советского Союза, родился в д. Слободище.jpg

Филипп Семенович Лапушкин

О деревне Слободище упоминалось в произведениях известного подмосковного писателя-земляка А.В. Перегудова (1894-1989).

В деревне действует один из самых старинных и авторитетных приходов не только в Гуслице, но и во всем Подмосковье. Впервые он был упомянут в «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих молельнях и часовнях» в 1826 году. Это был один из восьми храмов Московской губернии с постоянным алтарем, изъятым в 1857 году. Первый известный священник — отец Александр Сысоев, местный крестьянин, поставленный после основания Белокриницкой иерархии. Изначально храм имел Ильинское посвящение, так как издревле деревня относилась к приходу Ильинского Погоста. Однако после чуда, произошедшего от образа Губинской иконы Божией Матери, когда жители Слободищ были исцелены от холеры, моленную посвятили Казанской иконе Пресвятой Богородицы.

XXXL.jpg

Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году. В 1909-м после манифеста о свободе вероисповедания были надстроены главка и купол, отгорожен алтарь — моленная стала полноценным храмом. В 1930-х годах церковь закрыта, вновь открыта в 1946 году и с тех пор работает.

В 1930-е годы в Слободищах, как и во многих православных приходах СССР, церковная жизнь была осложнена. Трагической стала судьба священника Петра Пронина, окормлявшего Слободищенский храм в 1930-1937 годы. Родился он в 1866 году в крестьянской семье в деревне Заволенье Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии (ныне — Орехово-Зуевского округа). В молодые годы работал ткачом в местечке Никольское на фабриках Морозовых. У него, по воспоминанию старожилов, был хороший сильный бас. Петра пригласил в свой хор знаменного (крюкового) пения Арсений Иванович Морозов. Затем Пронина рукоположили в диаконы, позже — в священники по благословению архиепископа Московского и всея Руси Московской старообрядческой архиепископии Иоанна (Картушина). До Слободищ отец Петр служил в старообрядческих храмах села Беливо и местечка Дулево.

Пётр Пронин с семьёй.jpg

Петр Пронин с семьей

Священника арестовали сотрудники НКВД в ночь на 21 августа 1937 года. Родные его больше не видели. Пронина обвинили в контрреволюционной агитации. Осудили 11 ноября 1937-го, приговорили к высшей мере наказания. Через два дня, 13 ноября, расстреляли на Бутовском полигоне, там и похоронили в братской могиле с другими такими же невинными жертвами. Петра Павловича Пронина реабилитировали только после смерти Сталина в декабре 1959 года.

Священник П.Пронин в центре.jpg

Священник П. Пронин в центре

Родной сын отца Петра Евсей Петрович Пронин (1902-2000), старовер, проживавший в Ликино-Дулеве, рассказывал о семье: «Дед наш Павел Федорович был грамотен, служил десятником на строительстве укреплений в Кронштадте. К моему рождению он крестьянствовал в старообрядческой деревне Беливо, недалеко от Дулева. В деревне имелась старообрядческая школа крюкового пения, здесь переписывали книги для старинного пения. В Беливе у нас был свой дом, держали корову, овец, поросенка, кур. Лошади не имели, нанимали для обработки земли пахаря. Хозяйка в доме — бабушка, она держала всех в строгости и честности. Отец вел хозяйство и работал в Орехове ткачом на фабрике Морозова. Теперь даже представить трудно, как он добирался до Орехова, до которого более 20 верст… В доме у нас имелась библиотека из церковных книг, в детскую память запала книга под названием «Кормчая». Учился отец мало, но в вопросах веры был начитан и эрудирован… Прослышал о нашем отце Арсений Иванович Морозов, Богородско-Глуховской мануфактуры. Знаток церковной живописи и икон, фабрикант пел на клиросе и создал в Богородске церковный хор, который называли Морозовским. Хор пел по крюкам, в стиле старинного знаменного пения. Морозовский хор выступал в лучших концертных залах Москвы и Петербурга. Морозов пригласил нашего отца в свой хор».

Евсей Петрович с большой печалью вспоминал трагические события 1937-го. Ему в то время исполнилось 35 лет, была уже своя семья, дети:

«Это случилось в 1937 году. У нас в конторе Дулевского фарфорового завода арестовали нескольких счетных работников: братьев Щенниковых, Паукова, Машонкина. Приходим утром на службу, а их нет. Брали, как правило, ночами. Григорий Абрамович Машонкин был живописец, расписывал посуду и мечтал попасть в контору. Учился на разных курсах, проявил способности, и его перевели в контору. Тихий, мирный человек, политикой не увлекался. Мечтал о своем доме, построился. Только переехали — и его взяли. Тяжелое было время. Иду как-то утром, а навстречу мама вся в слезах. Пришли ночью и взяли отца. У него болела нога, он с трудом ходил... Но кому было дело до старого священника. Мама горько плакала, а я думал, почему отец не послушался совета детей: мы уговаривали его оставить службу в церкви. Он не соглашался. Отец сгинул в лагерях. После смерти Сталина пришли документы о его реабилитации. Когда отца арестовали, ждал, что придут за мной, но Бог миловал. Нас, детей репрессированного служителя культа, не преследовали. Во всех анкетах я сообщал, что отец арестован, но никакого нажима не ощущал. Когда грянула война, дети невинно погибшего старообрядческого священника отправились на фронт. Воевали за Родину, на которую напал жестокий враг. Воевали как миллионы людей, затаив обиды за невинно погибших. Воевали как многие, потерявшие раскулаченных отцов и матерей, бывших священников, детей состоятельных сословий. Воевали за Родину, за свою землю, за свои обычаи и порядки, воевали, ибо шла война народная, священная война».

Беспартийный 39-летний Евсей Петрович Пронин ушел добровольцем на фронт, с октября 1941-го участвовал в боях с фашистами. Будучи старшим сержантом, доблестно сражался с врагом в 36-й армии РККА на Юго-Западном фронте, награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны.

Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанская  Слободищи.jpg

Шли годы, десятилетия. Менялась эпоха. Настоятелем храма в селе Слободище с конца 1980-х стал протоиерей Александр Ежуков. Четвертого ноября 1998 года, в День празднования явления иконы Пресвятыя владычецы нашея Богородицы во граде Казани, храм в деревне Слободище посетил первосвятитель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев) (1929-2003). На торжественном богослужении присутствовали многие священнослужители, прихожане из старообрядческих храмов не только Орехово-Зуевского района, но и Подмосковья, России.

о. Александр Ежуков справа. Слева - старообрядческий Митрополит Корнилий. В центре - Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии.jpg

Отец Александр Ежуков справа. Слева — старообрядческий Митрополит Корнилий. В центре — Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии

Отец Александр вложил много трудов и сил за годы служения, чтобы храм приобрел тот вид, который имеет сейчас. Нельзя не отметить помощь прихожан и паствы, которые помогают батюшке, участвуют в жизни храма и радеют о нем.

Евгений Голоднов

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»