Глубинка: деревня Щетиново. Потерянный рай охотников и рыбаков

Глубинка: деревня Щетиново. Потерянный рай охотников и рыбаков

Цикл материалов в рамках проекта «Глубинка», основанного на публикациях журналиста газеты «Орехово-Зуевская правда» Геннадия Красуленкова и фотографиях фотокорреспондента Александра Каблева, продолжает рассказ о деревне Щетиново. По свидетельству старожилов, в старину здесь выращивали свиней особой породы с большой щетиной. Потом их стригли. От этого якобы и пошло название

ВМЕСТЕ СО СТАРОСТОЙ

У председателя уличного комитета В. Н. Тилибистова установлен телефон, единственный на всю деревню. Это прямая связь с администрацией Белавинского сельского округа, в состав которого входит Щетиново, а также связь с аварийными службами. Но не только это делает дом Тилибистовых открытым для сельчан. Просто Владимир Николаевич и его жена Ольга Ивановна не только уважаемые, но и нужные в Щетинове люди. Причем нужные не в том смысле, что окажут кому-то протекцию, помогут достать что-то дефицитное. Нет, эта нужность скорее всего идет от доброты душевной.

Ольга Ивановна много лет проработала фельдшером в Яковлевской больнице. Для деревенских она первый врач вместе с медсестрой Н. А. Быстровой. Деревенские считают Ольгу Ивановну своим председателем женского комитета. Чуть у кого несчастье, бегут к ней. Посоветует, поможет. И сама придет при необходимости к больному. Такой уж она человек. А ведь пенсия, говорят сельчане, меньше, чем у какого пьяницы!

Если О. И. Тилибистова сама из щетиновских, то ее муж Владимир Николаевич родился в недалеком Дорофееве. Окончил 10 классов в 1957 году. Это был первый выпуск Щетиновской школы, ставшей средней. После армии выбрал специальность связиста, она единственная в его трудовой биографии. Работал В. Н. Тилибистов начальником участка Орехово-Зуевского узла электросвязи. Все ближние деревни входили в зону его обслуживания, чтобы радио, телефоны работали бесперебойно и четко. Такой же четкой работы хотелось бы жителям от администрации сельского округа. Но не выходит - напротив того места, где сельчане вели с нами разговоры, стоит колодец. Вода в нем была самая лучшая в деревне. И что сейчас? Сруб совершенно развалился, за деревянными гнилушками воды уже не видно. Жители жалуются и на дорогу от автотрассы, которую никак не доделают. Приезжал в Щетиново глава Белавинской администрации В. Е. Минько, поздравил В. Н. Тилибистова, вручил багодарственное письмо за хорошую работу, посмотрел, как дружно здесь отмечают праздники. Ему все понравилось. Жители, однако, надеются, что решить проблемы власти все же им помогут.

Хозяйство Ольги Ивановны и Владимира Николаевича небольшое: куры да собаки. Впрочем, собак смешивать с курами как животных было бы не совсем правильно. Сам В. Н. Тилибистов охотник со стажем, и собаки его не простые, а охотничьи. Лайка Барс и русская пегая гончая Дунай не раз помогали хозяину и в лесу, и в поле. Охота в этих местах знатная была, сейчас дичь есть, но, как говорит Владимир Николаевич, всего понемногу, с прошлыми временами никакого сравнения.

— Бывало, встанешь рано утром, - вспоминает он, - со всех сторон тетерева и рябчики горланят. Звон стоит. Удочками мы в речке не удили, корзинами рыбу таскали да с бредешком проходили. Не травили тогда поля химикатами — вот и вода была хорошей, и рыбы водилось много. Дороги в лесу - только проселочные, на лошадях да телегах ездили по ним.

Зная, что по деревням нередко шастают «залетные», воруют, обманывают старушек, наш корреспондент спросил, как в Щетинове с этим, на что староста ответил:

— У нас тихо. Деревня дружная. Как говорится, нас мало, но мы в тельняшках.

Любил приезжать в Щетиново к своему хорошему знакомому В. И. Гаврилову писатель А. В. Перегудов. Вместе охотились, не раз он ночевал у Василия Ивановича.

2.jpg

На снимке: В. Н. Тилибистов со своими четвероногими друзьями.

«АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВНА, НА ВЫХОД!»

— Ну, если что вам нужно из истории, — говорит председатель уличного комитета В. Н. Тилибистов, — то нужно поговорить с нашим старожилом Калининой. Ей восемь десятков лет. Пойдемте...

Идти пришлось недалеко. Остановившись у небольшого аккуратного дома со скамейкой в тени сирени, Владимир Николаевич крикнул:

«Александра Григорьевна, на выход!»

— Это кто меня? — раздался негромкий голос за калиткой.

— Гости приехали. Хотят поговорить.

Сельчане, пришедшие поинтересоваться, что за событие в деревне, усадили А. Г. Калинину на скамейку. Узнав, кто мы, откуда и что нам хотелось бы узнать, она начала свой рассказ.

— Откуда пошло название деревни, я точно не знаю. В нашей семье о старинушке много говорили, и я многое запомнила. Мой дедушка прожил 90 лет, он был умный. Говорил, что в старину здесь выращивали свиней особой породы с большой щетиной. Потом их стригли. От этого якобы и пошло название.

Дед родился в 1844 году при крепостном праве. Когда его отменили и землю раздали крестьянам, то они обрадовались. Но оказалось, рано радовались. Был установлен большой оброк помещику. Платили они потом его очень долго.

Жили в деревне купцы Баховы, богатые люди. Глава семьи для своих сельчан и жителей других деревень решил построить каменную церковь в Яковлеве взамен состарившейся деревянной, больницу и школу в Щетинове, для чего в Покровский банк положил немалую сумму. Непосредственно осуществил все его задумки староста Яковлевского храма В. И. Галкин из Тимонина. В 1910 году, уже после смерти Бахова, были построены школа и больница, а в 1915 году освящен Яковлевский храм Ахтырской Богоматери, нехватку денег на него восполнили фабрикант Ликинской мануфактуры А. В. Смирнов и богатые люди этих мест. Два года мужики на своих лошадях возили на место строительства кирпич с созданного специально для этих целей рядом с Щетиновым завода. Глину брали тут же. В деревне до сих пор сохранилось название места, где стоял дом купца, — Баховка.

— Школа в Щетинове была и до 1910 года, деревянная и 3-классная. Новая же давала 6-классное образование. По тому времени для сельских ребят это считалось верхом образованности. Первыми выпускниками ее были Василий Гаврилов, ставший потом лесничим, Иван Органов, который потом сам учительствовал в этой школе. Матвей Брусов стал библиотекарем. Среди первых был и Сергей Феоктистов...

Хорошая память у Александры Григорьевны. А как сложилась личная судьба? Щетиново — ее родная деревня. Здесь жили родители. Матери часто приходилось оставаться в доме одной с детьми, потому что отец работал старшим швейцаром в московском «Метрополе». Жили не бедно, но без особого богатства. Была лишь тяга к знаниям, доставшаяся от деда. Окончила Александра 7 классов местной школы, затем дошкольный педагогический техникум. Отработала потом три года заведующей детским садом в Озерах, вышла замуж, после чего уехала к мужу на его родину, в Большую Волгу. Муж работал начальником первого шлюза канала Москва - Волга. Началась война. Муж ушел на фронт, и Александра Григорьевна осталась одна с тремя детьми. Враг уже подошел близко к Калинину, началась эвакуация. Ей предложили, как и многим, ехать в Свердловск. Она пошла в НКВД с просьбой, чтобы ей дали разрешение через Москву поехать на свою

родину.

— Вы о чем думаете? — сказали ей там. — Не исключено, что Москву немцы возьмут. Куда вы денетесь тогда со своими детьми?

Но она настояла, и разрешение ей выдали. В Москве она встретилась с мужем. Потом он ушел разузнать, ходят ли поезда в Орехово-Зуево. На Савеловском вокзале она долго сидела одна с детьми. Из соседнего дома вышла женщина.

— Вы что здесь сидите? Вам некуда пойти?

— Калинин немцы взяли, — ответила Александра Григорьевна. — Вот мы сюда и приехали...

— Я никогда не забуду то время и тех людей, —вспоминает она, — женщина повела нас в свою квартиру, накормила меня и детей. Пришли соседи, принесли моим малышам гостинцы. Дали с собой в дорогу кто крупы, кто молока. Мне всегда везло на добрых людей... Потом пришел муж и сказал, что в Орехово поезда не ходят, кроме военных эшелонов. Вспомнила, что в Москве живет ее дядя. Попрощавшись с мужем, поехала к нему. В то время все газеты писали о подвиге героев-панфиловцев.

— Не горюй, Саша, — сказал расстроенной племяннице дядя, — говорят, из Сибири таких сильных бойцов направляют, отгонят они немца от Москвы...

В конце концов А. Г. Калинина с детьми добралась в одном из вагонов военного эшелона до Орехова. И хотя остановка там не планировалась, бойцы упросили начальника состава сделать ее на минутку. После дороги на торфяной вертушке, которая ходила по узкоколейке от Орехова до Шатуры, Александра Григорьевна оказалась дома. Нашлась и работа. Она стала учителем начальных классов, а затем преподавала в своей родной Щетиновской школе русский язык и литературу. Всю трудовую жизнь с военных лет и до самой пенсии отдала она этому делу.

— Никакими льготами не пользовалась, — говорит она, — дрова только привозили бесплатно да за свет не платила... Вырастила троих дочерей. Лора, Роза и Маргарита — все уже на заслуженном отдыхе, а получают пенсию меньше меня. Сын Александр в Москве работает, он токарь. Приезжают, помогают....

Александра Григорьевна еще многое вспоминала, ее разговор поддержали пожилые женщины, собравшиеся на этот импровизированный и никем не объявленный деревенский сход.

7.jpg

На снимке: А. Г. Калинина.

НЕ ТО СЛОВО!

Около одного из домов мы встретили женщину, которая явно куда-то торопилась. Ее остановило только то, что мы через невысокий забор разглядывали многочисленные цветы, росшие на ее усадьбе. Она остановилась, и мы познакомились.

Нина Александровна Голованова живет здесь уже свыше 40 лет. Сама она москвичка, когда вышла замуж, приехала сюда на родину мужа.

— И как вам здесь живется? Хорошо или скучаете по Москве?

— Хорошо — не то слово. Здесь просто прелесть! Тихо, спокойно, хорошие и добрые люди. Мои дети и внуки приезжают сюда отдыхать. Ни на какую Москву не променяю эту деревню...

И словно в доказательство этих слов в эти первые дни августа среди сочной зелени светились, словно маленькие солнца, цветы рудбекии.

20.jpg

На снимке: Н. А. Голованова.

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ

Как и во всех деревнях, в Щетиново поля — все это в колхозе было. Однако в конце 20-х годов прошлого века в связи с укрупнением в 30-е годы прошло — был организован колхоз имени И. В. Сталина.

Щетиново в прошлом славилось своими садами. Еще до революции их разбили Родины и Кипеловы. Прекрасный сад был и у председателя колхоза А. М. Быстрова. Он же имел пчелиные улья.

В деревне пока только единственный телефон — у председателя уличного комитета. Впрочем, говорят, в скором времени на вышке связисты поставят АТС, и тогда все желающие из ближних деревень смогут установить телефоны. Дело не за горами.

Коренными фамилиями жителей деревни являются Быстровы, Граблины, Кипеловы, Гавриловы, Феоктистовы. Среди топонимических названий есть такие: Роша, Хирино, Наумово и Тимаково, сохранившееся в память о барине. Это все участки здешнего леса.

«ДЕРЕВНЯ ДРУЖНАЯ!»

Эту фразу во время нашей встречи с сельчанами повторяли многие. Жители все вместе и в праздники, и в горе. В последний путь провожают всей деревней, помогают, чем могут. Если кто попал в больницу, то гонцы с гостинцами и пожеланиями здоровья всегда будут там, о состоянии больных извещают всех. Ну, а праздники...

В такие дни, будь то Новый год, Масленица или Пасха, в центр деревни выносят столы, накрывают всем миром. Пекут блины и пироги или наряжают елку. Идут игры, танцы. Такое веселье и жить помогает.

12.jpg 11.jpg

На снимках: на деревенской свадьбе, замуж выдают внучку Л. Н. Граблиной Татьяну; во время Масленицы, блины готовит Р. И. Граблина.

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»