21 октября — 110 лет со дня рождения выдающегося пианиста Якова Флиера из Орехово-Зуева

21 октября — 110 лет со дня рождения выдающегося пианиста Якова Флиера из Орехово-Зуева

Имя музыканта носит одна из улиц в центре Орехово-Зуева, в честь него названа Детская музыкальная школа, а в ее дворе установлен памятник пианисту. Есть в городе и граффити с изображением Флиера. А еще ежегодно в Орехово-Зуеве организуют всероссийский конкурс в его честь

Яков Флиер родился поздней осенью 1912-го в Орехово-Зуеве. Отец был часовым мастером, зарабатывавшим нелегкий хлеб для всей семьи. Мать — домашней хозяйкой, воспитывала семерых детей. Она помогала маленькому Ярику (так его звали по-домашнему) овладеть нотной грамотой.

В Орехово часто привозили музыкальные спектакли столичные именитые театры, и, видимо, иногда семья Флиер позволяла себе бывать с детьми на этих представлениях. Будущий музыкант впитывал гармонию звуков. По его личному признанию, в пяти-шестилетнем возрасте он слышал (и, главное, запомнил!) ведущих оперных исполнителей России. Опера «Кармен» потрясла впечатлительного мальчика до глубины души.

В самом раннем творчестве Яков стал удивлять всех своим недетским мастерством — мамины уроки и выступления профессиональных музыкантов не прошли даром.

Характер будущего великого пианиста закалялся в дворовых футбольных баталиях, где ребята не один год доверяли ему лидерство и выбирали капитаном команды. На всю жизнь он полюбил эту игру, появившуюся в его родном городе благодаря англичанам братьям Чарнок при поддержке господ Морозовых за четверть века до рождения самого музыканта. Уже будучи артистом с мировой известностью, он выбирал время и с друзьями посещал футбольные матчи на столичных стадионах.

Якову Флиеру в детстве очень повезло не только с заботливыми родителями, но и с первым музыкальным наставником. Им был ореховозуевец Сергей Никанорович Корсаков (из звездной династии Корсаковых). Вспоминая его, Яков Владимирович признавался, что Сергей Никанорович не мучил его, семилетнего мальчугана, «надоедливыми гаммами, сложными по технике упражнениями, каким-то специальным тренингом пальцев». «Педагогическое чудо» Корсакова состояло в том, что он «показывал и задавал в качестве домашнего задания возрастающие по трудности пьесы разных композиторов, постепенно усложняя репертуар». Между учителем и воспитанником установилась трогательная многолетняя дружба (до самой кончины Сергея Никаноровича в 1953-м). Народный артист никогда не забывал первого педагога, на каждый свой московский концерт обязательно посылал пригласительные билеты в Орехово-Зуево Сергею Никаноровичу Корсакову.

Позже великий русский певец Иван Козловский, говоря о значимости Якова Флиера, писал: «…может показаться, что… город известен стачками и фабриками. Но оттуда появились личности, чье искусство стало известно любящим музыку в разных частях света. Кто может воскликнуть сегодня, какая звезда яснее и необходимее… Яша Флиер — личность в искусстве. Перенесший травмы, видимые и невидимые… Обладая силой, он определил и оправдал появление свое в жизни, в обществе».

Упоминая о травмах, Иван Сергеевич Козловский, друживший с Флиером, имел в виду тяжелое заболевание правой руки пианиста, из-за которого он не мог участвовать в концертах более десяти лет. В это время Яков Владимирович полностью посвятил себя ученикам. Молодой профессор (ему исполнилось 32 года) блестяще преподавал в Московской консерватории и воспитал десятки замечательных звездных музыкантов. Видимо, так было угодно Богу! Пианист много раз обращался за помощью к медицинским светилам США, Англии, Франции и Японии, но его руку спас советский профессор из Ленинграда. А 21 октября 1959 года, в день рождения Флиера, случилось его второе рождение — он вновь появился на сцене. Было ему 47 лет. Возобновились гастрольные поездки пианиста по всему миру.

322505_ca32313c15d25cb6a726f7c731b64db06901bda1.jpg

Профессор Я.В. Флиер среди студентов Московской консерватории

Старожилы до сих пор помнят большой концерт народного артиста Якова Флиера в родном городе, прошедший ровно полвека назад, в январе 1971 года. Аккомпанировал ему народный симфонический оркестр Дворца культуры Ореховского текстильного комбината. Звучала музыка Рахманинова, Листа, Шопена и Скрябина. Концерт прошел на ура. Под занавес местные журналисты спросили земляка о самом памятном его концерте за четыре десятилетия в искусстве. Оказалось, что самыми-самыми были десять концертов в блокадном Ленинграде зимой 1942 года. В промерзшем зале Ленинградской филармонии, где был аншлаг. Под глухой и свирепый аккомпанемент разрывов снарядов, падавших совсем недалеко, Флиер вдохновенно, как в последний раз, исполнял «Аппассионату» Бетховена, сонату Шопена, произведения Рахманинова, Скрябина и Шостаковича. Кстати, почти всю Великую Отечественную войну, начиная с осени 41-го до победных салютов 45-го, наш земляк выступал в составе творческих фронтовых бригад, в воинских частях, госпиталях, на передовой, где сценой служил зачастую кузов грузовика.

photo_2022-10-21_11-44-31 (3).jpg

пресс-служба администрации Орехово-Зуевского округа

photo_2022-10-21_11-44-31.jpg

пресс-служба администрации Орехово-Зуевского округа

photo_2022-10-21_11-44-31 (2).jpg

пресс-служба администрации Орехово-Зуевского округа

Евгений Голоднов

Источник: Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»